Социальное познание и когнитивное развитие
Прочие
Социальное познание и когнитивное развитие

Социальное познание и когнитивное развитие

 

 

Чтобы иметь полное представление о процессе развития, необходимо исследовать еще одну группу связей, а именно потенциальную связь между последовательностью развития социального познания и более широкими цепочками когнитивного развития. Существует несколько ключевых определений, характеризующих оба набора изменений, например перемещение акцента от внешних характеристик к внутренним. Какими доказательствами действительного существования этих параллелей или связей располагают психологи?

 

Специалистам известно, что существует слабая связь IQ с уровнем социальных суждений ребенка. Корреляции, которые варьируют в диапазоне от +0,20 до +0,40, означают, что дети с более высокими IQ обычно демонстрируют более развитые формы социальных суждений, чем дети того же самого возраста с более низким IQ.

Удивительно, но гораздо меньше известно о возможных связях между общей когнитивной структурой и социально-когнитивными суждениями. Самое конкретное предложение было внесено Колбергом, который предположил, что ребенок сначала подходит к новому уровню логического мышления, затем применяет этот новый вид логики к взаимоотношениям, так же как к объектам, и только после этого применяет это мышление к моральным проблемам. Более того, Колберг полагал, что для появления конвенциональных моральных суждений необходимы, по крайней мере, некоторые формальные операции и некоторый взаимный учет точек зрения во взаимоотношениях. Для принципиальных суждений могут требоваться полные формальные операции и еще более абстрактное социальное понимание.

Социальное познание и когнитивное развитие1

 

Хотя проведено недостаточное количество исследований, проверяющих эту последовательность развития, все они поддерживают гипотезу Колберга. Лоренс Уолкер обнаружил, что в группе четвероклассников и семиклассников, которых он протестировал по всем трем измерениям, от половины до двух третей испытуемых находились на одном уровне в различных областях, что неожиданным образом позволяет рассматривать всю систему как стадиальную. Если отмечается опережающее развитие ребенка, то последовательность этого развития всегда одинакова: он сначала формирует логическое мышление, затем более эффективное социальное понимание и затем параллельные моральные суждения.

Это исследование сообщает о том, что существует определенная согласованность в мышлении или суждениях ребенка или подростка о достаточно разных проблемах. Дети, которые еще не овладели принципом сохранения, вероятно, не поймут, что поведение другого человека может не соответствовать его чувствам. Однако как только принцип сохранения будет усвоен, ребенок начинает распространять его на людей и взаимоотношения. Аналогично если подросток все еще использует конкретные операции, то он, скорее всего, еще не использует принципиальные моральные суждения. Однако согласованность не является автоматической. Базовое когнитивное понимание делает возможным продвижение в социальных и моральных суждениях, но не гарантирует их. Также необходим опыт взаимоотношений и моральных дилемм.

Большинство детей и взрослых, например этот мальчик, с готовностью помогут другому человеку, если для этого не требуется больших личностных затрат. Но если для оказания помощи необходимы затраты, например затраты времени, если вы куда-либо спешите, тогда с большей вероятностью помощь окажут те люди, для которых характерен более высокий уровень моральных суждений

Большая часть-того, что сказано о теории Колберга, может показаться достаточно абстрактным. Однако представления Колберга содержат широкие возможности для практического применения в образовании. Колберга интересовал вопрос, могут ли дети достичь более высоких стадий моральных суждений, и если да, то изменится ли их поведение в школе под влиянием такого изменения в моральных суждениях.

Из раннего исследования Элиота Туриела психологам известно, что если в определенной ситуации привести подростку моральные аргументы, находящиеся несколько выше его уровня суждений, то это может привести к повышению уровня моральных суждений. Подростки, посещающие колледж, также демонстрируют повышение уровня моральных суждений, те же, кто оставил обучение после средней школы, обычно не демонстрируют такого повышения. Поскольку рассуждения о морали и философские беседы в классе, а также за чашкой кофе в полуночные часы являются отличительной чертой опыта обучения в колледже для многих подростков, возможно, именно эти дискуссии – восприятие представлений других людей и другого способа мышления – способствуют позитивным изменениям.

Социальное познание и когнитивное развитие2

 

Если это верное наблюдение, тогда что бы произошло, если бы учащимся средней школы была предоставлена регулярная возможность исследовать моральные дилеммы; повлияло бы это на них таким же образом? По-видимому, да.

 

Варианты практического применение теории Колберга

Одна из программ практического применения теории Колберга включает создание специальных классных дискуссий, в которых должны обсуждаться моральные дилеммы, близкие к дилеммам Колберга. В ходе обсуждения учитель пытается смоделировать более высокие уровни суждений. Другая программа более широка и включает не только обсуждение, но также:

  • межвозрастное взаимодействие;

  • тренировку эмпатии;

  • совместные игры;

  • добровольную работу в области обслуживания и т. п.

Десятки исследований по эффективности программ подобного вида демонстрируют, что в среднем в результате применения такой программы уровень моральных суждений подростков повышался примерно на полстадии. Самые значительные достижения обычно обнаруживаются в программах, которые фокусируются исключительно на обсуждении моральных дилемм, но программы с более широким направлениями также эффективны. Программы, рассчитанные на 3-4 недели, более эффективны, чем очень короткие программы, при этом результаты выше среди учащихся старших классов, учащихся колледжа и даже взрослых, уже окончивших колледж. Среди учащихся средней школы отмечается определенное воздействие, но оно не настолько значительно. Еще более весомые результаты были достигнуты в результате применения программ, акцентированных на прямом обучении принципам моральной философии и этики.

Программы практического применения теории Колберта, разработанные для изменения морального поведения учащихся, а также их моральных суждений, легли в основу развития так называемых «коммун справедливости». Такая экспериментальная школа, обычно организованная как «школа в школе», функционирует по типу лаборатории морального образования.

Колберг настаивал на том, чтобы основным принципом таких «коммун справедливости» была абсолютная демократия; каждый учитель и учащийся имеют право голоса, и общественные вопросы и проблемы необходимо обсуждать на открытом форуме. Правила обычно создаются и обсуждаются на еженедельных встречах с участием всей коммуны. Таким образом, учащиеся становятся ответственными за правила и друг за друга.

В экспериментальных школах, построенных на этой модели, Колберг и его коллеги обнаружили, что по мере возрастания уровня моральных суждений суждения об ответственности и заботе также становились более зрелыми. Укреплялась связь между моральными суждениями и моральным поведением. Например, воровство и другие мелкие правонарушения фактически исчезли в одной из школ после того, как учащиеся несколько раз обсудили эту проблему и пришли, причем болезненно, к решению, суть которого сводилось к тому, что воровство разрушает всю коммуну и, таким образом, вся коммуна должна нести ответственность. Например, после одного из эпизодов воровства коммуной было принято следующее решение: если украденные деньги не будут возвращены к назначенной дате, каждый из членов коммуны должен будет внести 15 центов, чтобы компенсировать потерю.

Социальное познание и когнитивное развитие3

 

Секрет воздействия «коммун справедливости» зависит от тех факторов, которые влияют на моральное поведение. В школах, работающих по этой программе, были добавлены два элемента, которые привели к формированию более высокого морального поведения: чувство личной ответственности и групповые нормы заботы об окружающих.

Эмоциональное воздействие группового давления на подростков может быть особенно значимым, если оно подкреплено воздействием более зрелых аргументов. Если вы окажетесь в меньшинстве во время обсуждения морального вопроса, то «социальное рассогласование», которое вы почувствуете, может помочь вам стать более открытыми к другим аргументам и, таким образом, изменить ваши взгляды. Конечно, в экспериментальных школах это дополнительное эмоциональное воздействие, без сомнения, является только частью процесса.

Занятия по моральному просвещению не привели к «стремительному успеху», как надеялись многие педагоги. Обычно происходит только умеренный прогресс в моральных суждениях, который может не найти отражения в моральном поведении в школе до тех пор, пока не будут прикладываться усилия по изменению общей моральной атмосферы во всей школе. Тем не менее, эти программы действительно демонстрируют, что интересное и полезное практическое применение некоторых абстрактных теорий развития вполне возможно

Мораль состоит в том, что подросток или взрослый, демонстрирующий признаки формальных операций, не обязательно проявит сенситивное, эмпатическое и прощающее поведение по отношению к друзьям или семье. Полезно помнить об этом для сохранения ваших взаимоотношений.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх