Предпосылки развития агрессивности
Прочие
Предпосылки развития агрессивности

Предпосылки развития агрессивности: долгое детство. Гендерные различия агрессивности

 

 

Перемещение агрессии из детского возраста во взрослую жизнь может стать причиной того, что в процессе переживания фрустрации в детские годы ребенок находит другие выходы, например ломает игрушки. Перемещение имеет место как откладывание реакций и как изменение ее направленности (замещение объекта агрессии). Перемещение и замещение обусловлены, в частности, тем, что ребенок слабее родителя. Он боится наказания и поэтому становится покладистым и почтительным. Дети одновременно любят своих родителей и зависят от них. Вследствие этих причин направленная против своих родителей агрессия порождает у ребенка чувство сожаления, виновности и беспокойства, так как возникает опасность потери любви и заботливости родителей. Ожидание такой перспективы может толкать его на поиски порочных интересов у своих сверстников. Указанные чувства, возникнув, также становятся источниками фрустрации. В такой сложной внутренне-внешней фрустрирующей ситуации агрессивные реакции могут быть чрезвычайно разнообразными и разнонаправленными. Вследствие всего этого больше всех страдает сам ребенок. Он может:

  • отчуждаться от родителей;

  • потерять друзей;

  • не в полной мере использовать свои умственные способности;

  • постоянно быть раздражительным;

  • переживать гнев и чувство вины.

 

У него может формироваться иррациональный страх, который он не в состоянии контролировать. Это картина несчастливого детства, когда личность становится не способной улучшить свои отношения с другими и с собой. Агрессивность становится привычной, неконтролируемой и самовоспроизводящей.

Предпосылки развития агрессивности1

 

Каков выход из такой ситуации?

Выход состоит в том, что ребенка надо любить, ему надо дать почувствовать, что он принят, желателен. Появление нового ребенка не должно стать причиной уменьшения внимания к первому. Уже известно, что именно зависть к новорожденному делает старшего ребенка агрессивным. Только любовь и приветливость к фрустрированному ребенку могут препятствовать развитию в нем таких черт характера, как упрямство, экстравагантность, эксгибиционизм, склонность к удержанию экскрементов и другие черты, тесно связанные с защитными механизмами.

 

Темперамент, агрессивность и отклоняющееся поведение

Темперамент лежит в основе формирования многих черт характера и поведения. Поэтому, нельзя не рассмотреть также проблему связи агрессии и агрессивности с комплексом черт темперамента. Фактически проблема эта является широкой сферой исследования и тесно примыкает к проблеме наследственных предпосылок агрессии. Здесь вкратце будут рассмотрены те ее аспекты, которые имеют непосредственное отношение к процессу развития агрессивности детей в онтогенезе.

Темперамент и его типологии описаны во многих публикациях. Здесь же кратко опишем структуру темперамента, перечисляя его основные черты. Согласно современным представлениям в структуру темперамента входят нижеследующие основные черты, некоторые из которых, на самом деле, являются комплексами черт иного порядка:

  1. активность, то есть частота, темп и сила действий человека;

  2. ритмичность основных психофизиологических функций — пассивности и активности, сна и бодрствования и других;

  3. склонность приближаться к новым раздражителям или, наоборот, удаляться от них, избежать контакта с ними;

  4. способность к адаптации: имеется в виду, в какой мере индивид способен изменить свое поведение в ответ на изменения условий жизни;

  5. интенсивность реакции, то есть энергичность ответа на внешние воздействия;

  6. порог чувствительности, то есть тот уровень интенсивности внешнего раздражителя, который необходим для изменения поведения;

  7. отвлекаемость внимания, то есть то, в какой мере новые раздражители меняют направленность психической активности человека;

  8. сосредоточенность внимания и его устойчивость, что определяется длительностью того отрезка времени, в течение которого индивид способен заниматься определенной деятельностью.

Как видно, последние «черты» темперамента одновременно являются особенностями внимания, что свидетельствует о влиянии темперамента на сознание и познавательные процессы.

Предпосылки развития агрессивности2

 

Предложены различные типологии темперамента, авторы которых, выделяя типы, включают в их состав определенные группы из вышеназванных и других черт. Из современных типологий наиболее известная подразделяет людей на интровертов, экстравертов и амбивертов.

Интроверты – это люди, психическая активность которых в основном направлена вовнутрь, на содержания собственной психики; экстравертов преимущественно интересует внешний мир; что же касается амбивертов, то у них эти две тенденции представлены примерно одинаково.

Эта типология весьма полезна при рассмотрении агрессивности человека, поскольку в типах та или иная форма агрессивности с самого начала дана в качестве одной из черт личности. Например, экстраверты отвечают на воздействие фрустраторов и стрессоров бурными агрессивными реакциями, тогда как интроверты склонны подавлять свои агрессивные реакции, переживая их скорее в фантазиях, чем в виде реальных ответных действий. Типы темперамента, в том числе классические – сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический, – являются способами функционирования ребенка и взрослого, характеризуя в основном динамику психической активности человека. Но различные черты темперамента создают у людей различные склонности, предрасположенности к развитию определенных черт характера, установок и других образований, в том числе психических отклонений и девиантных форм поведения.

 

Темперамент и склонность к преступному поведению

Проблемой связи между темпераментом и склонностью к преступному поведению специально занимался Г. Айзенк. Он пришел к выводу, что те индивиды, которые на осях «экстраверсия – интроверсия» и «невротизм – эмоциональная устойчивость» занимают крайние позиции, склонны к патологическим изменениям. Этот автор утверждает также, что склонность к преступности наследственна и тесно связана с темпераментом. Иначе говоря, на основе данных психологии и результатов собственных исследований он попытался вновь обосновать то, что еще в XIX веке хотел доказать Ч. Ломброзо на основе своего опыта судебного психиатра и криминолога. В своих трудах Г. Айзенк приводит эмпирические данные о том, что большинство преступников-насильников являются экстравертами. Это означает, что экстраверты отличаются, в числе других, следующими чертами:

  1. повышенным уровнем внешней агрессивности;

  2. экстрапунитивностью;

  3. склонностью к насилию, причем часть экстравертов – к патологически высокой степени агрессивности вплоть до садизма.

Формирование антиобщественных, преступных установок личности, без сомнения, имеет более сложную обусловленность и не может детерминироваться лишь темпераментом. Велика роль таких социально-психологических факторов, как подражание социальным моделям, получение определенного статуса и соответствующей роли, влияние родителей и других авторитетных людей и т. п. Однако сходные с результатами Г. Айзенка данные получены и другими исследователями. Так, польский психолог К. Поспигииль выяснил, что хулиганы, воры и насильники в большинстве своем отличаются более высоким уровнем экстраверсии и персеверативности, чем в среднем другие люди. У нормальных подростков и юношей, наоборот, налицо средний уровень активности, невротизма и экстраверсии.

Предпосылки развития агрессивности3

 

Таким образом, между темпераментом и склонностью к тому или иному виду преступлений существуют довольно тесные связи. Оказалось, что тип темперамента влияет на выбор личностью того вида преступления, которое он собирается совершить. Поэтому когда экстраверт выбирает для себя преступный путь жизни, он чаще всего становится хулиганом, поскольку для того, чтобы стать вором, у него недостает хорошо развитого и гибкого мышления. Хорошие воры – в основном интроверты.

Существование такого соответствия между темпераментом и преступностью вполне вероятно, поскольку, имея определенный тип психической динамики, человек выбирает такую деятельность, для успешного выполнения которой следует обладать именно такими динамическими чертами: динамика деятельности и динамика личности должны соответствовать друг другу. Индивид выбирает такую сферу преступной деятельности, чтобы удовлетворить свои потребности во впечатлениях, в риске, в столкновении с опасностями, в осуществлении определенных видов поведения. У людей с разными темпераментами эти потребности различны. Безусловно, заслуживает внимания предлагаемое Яном Стреляу уточнение: с темпераментом индивида связаны не вид или тип преступления, а способ его совершения, а также та ситуация, в которой оно совершается.

 

Опыт детства и гендерные различия агрессивности

Защитные механизмы и адаптивные стратегии человека начинают формироваться еще в раннем детстве, уже при первых столкновениях с социальным миром, в первую очередь – с членами своей семьи. И с самого начала формирование агрессивности происходит различно у индивидов двух полов.

И агрессивность женщин которых часто избивают в их семьях, отличаются следующими особенностями биографии:

  1. они чаще других были свидетелями случаев применения насилия в семьях, в которых росли и социализировались;

  2. сами чаще других бывали жертвами насилия в детстве.

Таких женщин их мужья часто избивают, но не потому, что они не умели защищаться, а по другим причинам:

  1. они сами нередко ведут себя агрессивно;

  2. когда мужья проявляют агрессию, они сразу же отвечают агрессией, что приводит к обострению конфликта, драке и даже физическим повреждениям.

Эти сведения позволяют утверждать, что у таких женщин агрессивность как черта характера образовалась еще с раннего детства и стала преобладающей стратегией адаптации в проблемных ситуациях. Подобная стратегия формируется двумя путями: на основе личного опыта жертвы насилия и в результате наблюдения внутрисемейных сцен агрессии, например конфликтов между родителями. Данный опыт, по-видимому, сохраняется в подсознательной сфере и воспроизводится уже в своей семье, во взаимоотношениях с мужем и детьми. Сходные семейные ситуации приводят к спонтанному воспроизведению образованной еще в годы детства адаптивной стратегии, которая состоит из комплекса защитных механизмов, в котором ведущую роль играет агрессия, а также из устойчивой враждебной установки. Причем эта установка может быть обобщенной: женщина может быть агрессивной во взаимоотношениях со многими людьми, особенно с теми, кого воспринимает в качестве реальных или потенциальных фрустраторов или стрессоров.

Предпосылки развития агрессивности4

 

Нет сомнения, что и среди женщин встречается много агрессивных индивидов, готовых применять физическое или психологическое насилие к другим людям. Но женская агрессивность исследована меньше, чем мужская. Кроме того, есть предположение, что агрессивные женщины формируются иными путями, чем агрессивные мужчины. Так что проблема эта требует новых исследований.

Во многих семьях нападающей стороной является женщина. Таково, во всяком случае, положение вещей на Западе. Однако у жен чаще наблюдается словесная агрессия: только немногие из них прибегают к физической агрессии против своих мужей. Но в целом, согласно одному из видных исследователей семейной агрессии М. Страусу, жены так же часто наносят удары своим мужьям, как и мужья – женам. Женщины не только наносят удары голыми руками, но и угрожают ножом или ударяют им и другими предметами, стреляют из пистолетов, которые в некоторых странах весьма доступны каждому. Хотя более распространена точка зрения, что мужчины агрессивнее женщин, есть психологи, придерживающиеся противоположной точки зрения. Например, американские психологи М. Страус, Р. Джеллес и другие даже считают, что агрессивность женщин ничуть не уступает агрессивности мужчин, а, может быть, даже несколько превышает ее. Другие исследователи также обнаружили, что мужья так же часто становятся жертвами насилия своих жен, как и жены – жертвами насилия своих мужей. Причем женщины во время конфликтов с мужьями чаще прибегают к оружию, что считается следствием их физической слабости. Мужчины в ссоре с женщиной с большей вероятностью получают серьезные телесные раны, утверждают американские исследователи. Возможно, что жена реже является инициатором конфликтов, но чаще наносит мужу телесные травмы. Однако эта точка зрения оспаривается другими авторами. Вполне возможно также, что существуют заметные этнокультурные различия.

 

Опыт детства и агрессивность

Исследования предоставили также сведения о тех мужчинах, которые чаще других в своей семье прибегают к помощи агрессии: мужчин они жестоки к своим детям и женам; в детстве часто бывали свидетелями сцен насилия в тех семьях, в которых росли и социализировались; сами чаще неагрессивных мальчиков бывали жертвами насилия в детском возрасте. Как и в случае женщин, мы здесь обнаруживаем два пути формирования агрессивной адаптивной стратегии: наблюдение агрессивных сцен и личный опыт жертвы насилия других людей, в первую очередь – родителей. Данный опыт сохраняется в подсознательной сфере и воспроизводится уже во взрослом состоянии, в своей семье. Подобные мужчины проявляют жестокость, как к жене, так и детям. Агрессивная адаптивная стратегия таких людей может быть составной частью более широкого характерологического гиперкомплекса, например, авторитаризма.

Предпосылки развития агрессивности5

 

Когда в семье, как мужчина, так и женщина агрессивны в указанном смысле, то есть имеют преобладающую агрессивную адаптивную стратегию, между ними очень часто возникают конфликты и даже проявления физического и психологического насилия. Имея преобладающую агрессивную стратегию адаптации, мужчины во многих ситуациях смогли бы воздерживаться от насильственных действий при отсутствии ряда дополнительных факторов, способствующих возникновению у них стрессов и фрустраций. В их числе отмечаются три нижеуказанные группы:

  • Когда жена более образованна, чем муж, она чаще подвергается насилию с его стороны; этим путем мужчины, по-видимому, добиваются самоутверждения. Предполагается, что мужья рассматривают своих более образованных жен претендентами на роль главы семьи, что их, конечно, фрустрирует, особенно в том случае, если они придерживаются традиционных патриархальных взглядов на семью. Данный факт обнаружил Р. Джеллес в ходе опроса 80 семей из штата Нью Гемпшир. У мужей, имеющих более низкий образовательный и профессиональный статус, появляется постоянная озабоченность относительно того, являются ли они подлинными главами своих семей.

  • Конкуренция за роль главы семьи: многие женщины стремятся играть в семье более решающую роль и получают отпор в виде насильственных действий мужей.

  • Экономические трудности: бедность, низкая зарплата, безработица и т. п.

Однако не следует забывать, что все эти факторы, особенно первый, являются предпосылками, усиливающими авторитаризм личности, а, следовательно, и ее авторитарную агрессию. Это один из убедительных результатов исследования авторитарной личности.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх