Патология эмоциональной сферы
Прочие
Патология эмоциональной сферы

Патология эмоциональной сферы. Эмоциональная гипоестезия. Чувство тревоги

 

 

Эмоции представляют собой переживания отношений индивида к самому себе и окружающей действительности.

 

Эмоции отражают значение для субъекта тех или иных раздражителей, удовлетворение или неудовлетворение результатами собственных действий. В этом состоит их основная биологическая функция. Кроме того, эмоции побуждают индивида к активной деятельности и являются важным регулятором действий. Тем самым они тесно связаны с волевой сферой, а также другими психическими процессами – мышлением, интеллектом, сознанием, памятью, вниманием.

«Пьер Безухов получил накануне, утром, анонимное письмо, в котором было сказано с подлой шутливостью, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного его. Пьер думал, что для Долохова, бретера, была бы особая прелесть осрамить его, Пьера, имя и посмеяться над ним.

Патология эмоциональной сферы1

 

Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе.

- Вы. Вы, негодяй! Я Вас вызываю.

В ту самую секунду, когда Пьер произнес эти слова, вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею».

Источниками эмоций являются потребности. Различают низшие, или биологические эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей (голод, жажда, половое влечение, потребность в безопасности), и высшие эмоции или чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных, нравственных, социальных, познавательных, эстетических и др. потребностей. Низшие чувства относительно элементарны, просты. Высшие эмоции тесно связаны с личностной сферой индивида.

Эмоциональные реакции включают в себя три основных компонента:

  • Эмоциональное возбуждение – общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и соматовегетативных процессов под влиянием возникшей эмоции. Возможно как увеличение, так и в некоторых случаях уменьшение возбуждения. Первое может проявляться усилением двигательной активности вплоть до психомоторного возбуждения, а также усилением мыслительной активности, переживающимся как своего рода наплыв мыслей, образов и фантазий, «хаос в голове», ощущение беспокойства, желание что-то сделать и т.п. Эмоции, приводящие к увеличению активности (например, гнев, радость), называются стеническими. Эмоции, снижающие уровень активности (например, тоска, тревога, страх), называются астеническими.

  • Позитивное или негативное значение эмоциогенного события. Оно определяет знак эмоции – положительная эмоция (возникает, если событие имеет для субъекта позитивное значение) и отрицательная эмоция (возникает, если событие оценивается как негативное). Функция положительных эмоций состоит в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, функция отрицательных эмоций – побуждение действий, направленных на устранение контакта с негативным событием. Иными словами, эмоции обладают общим свойством полярности.

  • Содержание (качество) эмоции. Оно соответствует качественным особенностям стимулов и связанных с ними гомеостатических механизмов. Например, изменение концентрации сахара в крови вызывает переживание голода и соответствующую ему эмоцию. Либо эмоциональная реакция предвосхищает возможные или неизбежные события, значимые для индивида. Например, знаки, указывающие на возможность неудовлетворения какой-либо потребности, вызывают эмоцию гнева.

«Вернувшись домой после трех бессонных ночей (проведенных вместе с обманутым мужем, Карениным, у постели находившейся в родильной горячке Анны), Вронский, не раздеваясь, лег ничком на диван. Он чувствовал себя униженным, виноватым и лишенным возможности смыть свое унижение. Голова его была тяжела. Представления, воспоминания и мысли самые странные с чрезвычайной быстротой и ясностью сменяли одна другую: то это было лекарство, которое он наливал больной и перелил через ложку, то белые руки акушерки, то странное положение Алексея Александровича на полу перед кроватью.

Он все лежал, стараясь заснуть и все повторяя шепотом случайные слова из какой-то мысли: «Не умел ценить, не умел пользоваться. Не умел ценить, не умел пользоваться».

Патология эмоциональной сферы2

 

- Что это? Или я с ума схожу? Может быть. Отчего же и сходят с ума, отчего же стреляются? – ответил он сам себе».

Представление эмоций в сознании субъекта происходит путем их осознания. В зависимости от степени осознания выделяют протопатические и эпикритические эмоции.

Первые переживаются в равной мере как недоступные для понимания, но очевидные, идущие изнутри и реже надвигающиеся извне. Неопределенные по содержанию витальные чувства тоски, страха или тревоги, растерянности не преобразовываются в акты представлений и, следовательно, в возможность словесного выражения. В структуре протопатических реакций чувственные и эмоциональные элементы не разделены, что придает им такие качества витальных нарушений как неопределенность, субъективная тягостность и мучительность, сопряженные с физическим ощущением необычайной тяжести на сердце или за грудиной, «душевной муки», нестерпимой боли, неотделимой от доминирующего аффекта:

«Вырвать тоску из груди можно только вырвав сердце» (наблюдение Н.Н. Тимофеева, 1961).

«Тоска отчаянная лежит камнем на сердце».

«Ужасная тревога. «сидит» в бедрах» (наблюдение Н. Weitbrecht, 1967). Субъективная тяжесть протопатических (витальных) реакций, «душевная мука» являются патологической мотивацией аутоагрессивных актов, принимающих форму суицидных действий.

Один из наших пациентов в буквальном смысле забил себе гвоздь в область сердца, другой – отрубил большой палец на руке, чтобы на время унять или оборвать мучительную душевную боль.

Эпикритические эмоции хорошо осознаваемы и дифференцированы, связаны с определенными (понятными) событиями или явлениями, сопровождаются побуждением к определенной соответствующей деятельности.

Помимо двигательной активности, эмоциональные реакции проявляются в мимике, позе, жестах, вегетативных и соматических реакциях индивида.

Приведем основные разновидности эмоций по их содержанию рассматривал чувства как особую группу явлений сознания и выделял эмоции, связанные с переживанием удовольствия и переживанием страдания. В. Вундт рассматривал чувства как особый вид психических явлений. По его мнению, эти явления бесконечно разнообразны, но их можно описать с помощью трех основных измерений:

  • удовольствия-неудовольствия;

  • возбуждения-успокоения;

  • напряжения-разрешения.

Патология эмоциональной сферы3

 

Другие авторы рассматривали эмоции как специфическую разновидность физиологических процессов. У. Джемс (W. James) считал, что эмоции представляют собой переживания изменений на телесном уровне. По мнению К. Ланге (K.G. Lange), эмоции возникают в результате вазомоторных изменений, которые вызываются теми или иным раздражителями (теория Джемса-Ланге). Согласно теории Кеннона-Барда, (W.B. Cannon, Ph. Bard) центры эмоций расположены в таламусе. Возбуждение этих подкорковых центров придает корковой деятельности эмоциональный компонент. И.П. Павлов   различал эмоции – процессы, связанные с подкоркой, и чувства – процессы, связанные с корой головного мозга. Me Dougall   рассматривал эмоции как регулятор деятельности. По его мнению, эмоции являются одним из трех компонентов инстинктов, наряду с предрасположенностью к восприятию раздражителей и к выполнению определенных действий. Согласно психоаналитическим концепциям, источниками эмоций являются биологические влечения, находящиеся в сфере бессознательного. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон (J.B. Watson)   считал, что эмоции представляют собой специфический вид реакции, проявляющийся в трех основных формах:

  • страх;

  • ярость;

  • любовь.

В отечественной психологии эмоции не отождествлялись с физиологическим процессом или инстинктивными силами, а рассматривались как психическое состояние, являющееся, во-первых, специфической формой отражения значения объектов для субъекта и, во-вторых, формой активного отношения индивида к окружающему миру, к тому, что он познает и делает.

Среди эмоциональных проявлений, в зависимости от их выраженности и длительности, различают:

  • Настроение – длительный устойчивый эмоциональный фон, положительный или отрицательный, средней интенсивности.

  • Страсть – сильное и длительное эмоциональное состояние.

  • Эмоциональное напряжение – эмоциональное возбуждение, блокированное в экспрессивно-исполнительной фазе (например, страх без возможности бегства, гнев с невозможностью его выражения, радость при необходимости сохранения серьезности). Проявляется непроизвольными выразительными движениями, указывающими на наличие сильной, но блокированной тенденции к определенным действиям.

  • Аффект – кратковременное, бурное проявление отрицательных или положительных эмоций.

Патология эмоциональной сферы4

 

А.А. Меграбян   различает пять типов аффективного реагирования (порядок их рассмотрения соответствует преобладающим изменениям в мозге – от функциональных до органических):

  1. Кататимный тип – реакции и поступки, совершенные под влиянием интенсивных эмоциональных переживаний, аффектов. Кататимные проявления кратковременны и чаще всего ситуативно обусловлены. Они могут наблюдаться как в норме, так и при психической патологии – невротических состояниях, патологических развитиях личности, алкогольных и наркотических опьянениях.

  2. Голотимный тип характеризуется полярными эмоциональными проявлениями – депрессивными и маниакальными. Эти состояния длительны, непрерывны, интенсивны. Преобладает протопатическая эффективность. Наблюдаются бредовые интерпретации своего состояния и окружающего, соответствующие текущему аффективному состоянию. Голотимный тип эмоциональных проявлений характерен для аффективных психозов.

  3. Паратимный тип - с диссоциацией между корковыми и протопатическими чувствами. Бредовая и галлюцинаторная продукция становится неадекватной аффективному состоянию. Паратимные проявления характерны для шизофрении.

  4. Эксплозивный тип – сочетание инертности и тугоподвижности аффектов с взрывчатостью и импульсивностью. Мышление становится непродуктивным, оскудевает содержание психической жизни. Преобладают подкорковые протопатические аффективные компоненты: возбуждение принимает взрывной характер со злобным агрессивным поведением, мрачной тоскливостью, импульсивностью, страхом, экстатическими состояниями, нередко на фоне нарушения сознания. Эксплозивные аффективные проявления характерны для эпилепсии, симптоматических пароксизмальных состояний травматического, интоксикационного и инфекционного генеза.

  5. Дементный тип – развивается на фоне поражения интеллектуальных функций и распада личности различной степени выраженности. Растормаживаются низшие импульсивные влечения, физиологические потребности. Наблюдается благодушие, беспечность, эйфория, которые могут сменяться явлениями слабодушия, угнетения. В исходных состояниях наблюдается распад эмоциональной сферы.

Патология эмоциональной сферы5

 

У новорожденных наблюдаются лишь рудиментарные проявления эмоций в виде простейших реакций удовольствия и неудовольствия. До 3 лет преобладают низшие эмоции (связанные с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей), с выраженным соматовегетативным компонентом. После 3 лет начинают развиваться высшие эмоции, тесно связанные с развитием самосознания. К 10-12 годам они приобретают такое же значение для ребенка, как и низшие эмоции, а к 20 годам завершают свое формирование.

Общими особенностями эмоциональных проявлений у детей являются: элементарность эмоциональных проявлений, преобладание положительных эмоций, повышенная эмоциональная лабильность, рудиментарность и атипичность аффективных нарушений, частое проявление эмоций в виде их «возрастных эквивалентов» (соматовегетативных, двигательных реакций).

В психопатологии эмоций выделяют нарушения их интенсивности, устойчивости и адекватности.

Нарушения интенсивности (выраженности) эмоций проявляются состояниями сниженной (эмоциональная гипоестезия, апатия, эмоциональная тупость) и повышенной интенсивности (эмоциональная гиперестезия, физиологическим и патологическим аффектом, острыми аффективно-шоковыми реакциями).

 

Эмоциональная гипоестезия

Эмоциональная гипоестезия (от греч. hypo – внизу, снизу, aisthesis – ощущение, чувство) – вялость эмоциональных реакций, эмоциональная холодность, черствость. Встречается при шизоидном типе психопатии, астенических состояниях.

Апатия (греч. apatheia – бесчувственность) – полное равнодушие и безучастность как к себе, так и к окружающим. Сопровождается крайней вялостью, полной бездеятельностью, доходящими иногда до степени прострации.

При глубоких астенических состояниях и органическом поражении лобных долей преобладают аспонтанность и адинамия.

Апатия относится к числу облигатных симптомов шизофрении в структуре апатоабулического симптомокомплекса. При шизофрении апатия нарастает постепенно, от эмоциональной холодности и вялости эмоциональных реакций к эмоциональной монотонности с однообразным настроением и бедностью мимики и, наконец, апатии с полной безучастностью.

Патология эмоциональной сферы6

 

Эмоциональная тупость – отсутствие способности реагировать на внешние события в связи с уплощением, оскудением и утратой эмоций, прежде всего, высших. В отличие от апатии, никакие раздражители не могут вызвать эмоциональный резонанс. Характерны черствость, безразличие, душевная холодность, бессердечие, равнодушие. Отсутствует эмпатия (способность вчувствоваться в переживания других людей, сопереживать, сочувствовать; от греч. empatheia – сопереживание). Низшие эмоции, как правило, растормаживаются и становятся неконтролируемыми.

Эмоциональная тупость развивается при органических поражениях головного мозга (травматических, сосудистых, алкогольных), в исходе старческого слабоумия. Данное состояние необратимо. На ранних стадиях органического заболевания эмоциональной тупости часто предшествует эмоциональное огрубление – постепенная утрата наиболее тонких эмоций (такт, уважение, деликатность). В поведении отмечаются расторможенность, циничность, бесцеремонность, не соблюдение элементарных правил приличия.

Симптом эмоциональной тупости является кардинальным симптомом шизофрении. По мнению И.Ф. Случевского, именно с него начинается последняя. Постепенно нарастает безразличие к тому, что до сих пор составляло основу интересов. Изменяется отношение к наиболее близким людям, происходящим событиям. Чувственная тупость распространяется не только на высшие эмоции, но проявляется и в отношении инстинктивной деятельности, в частности, больные не проявляют беспокойства при непосредственной угрозе их жизни (пожар, голод, холод и др.) или совершают ряд поступков, извращающих обычные реакции человека – начинают поедать несъедобные вещи, пить мочу.

Эмоциональная гиперестезия (сенситивность; (отгреч. hyper-над, выше, aisthesis — ощущение, чувство) – повышенная эмоциональная чувствительность, обостренность эмоциональных реакций, ранимость. На раздражители больной реагирует адекватными по характеру, но чрезмерными по силе эмоциями. Эмоциональная гиперестезия характерна для психопатий и акцентуаций характера, астенических состояний различного генеза.

Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное бурное проявление положительных (аффект радости) или, чаще, отрицательных эмоций (аффект гнева, злобы, страха, тоски и т.п.). Аффект представляет собой непосредственную реакцию на различные психотравмирующие ситуации, характеризуется выраженными соматовегетативными проявлениями и психомоторным возбуждением. Развитие аффекта характеризуется тремя этапами: накопление аффекта, аффективный разряд и выход. Например, аффективный разряд и выход при приступе отчаяния выражаются в том, что человек не может сидеть на месте, рыдает, заламывает свои руки, бьет себя в грудь, рвет на себе волосы. Затем сникает, опускается в бессилии на пол, тихо рыдая.

Различают физиологический и патологический аффект. Первый может развиваться как у больных, так и у здоровых и характеризуется отсутствием нарушения сознания. Сила эмоциональной реакции при физиологическом аффекте относительно адекватна вызвавшей ее ситуации. Субъект сохраняет контроль над всеми своими действиями.

Патология эмоциональной сферы7

 

«Утром, на другой день после дуэли с Долоховым, жена высказала Пьеру Безухову все, что о нем думала, унижая и грубо оскорбляя его.

- Не говорите со мной, умоляю, - хрипло прошептал Пьер.

Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.

- Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.

Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками, подступая к Элен, закричал: «Вон!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик».

Патологический аффект – кратковременное психотическое состояние, внезапно возникающее в связи с психотравмирующими факторами. Основными клиническим проявлением является нарушение (помрачение) сознания, ограниченного узким кругом представлений, непосредственно связанных с актуальным раздражителем.

В судебно-психиатрической практике в клинической картине патологического аффекта выделяют подготовительную стадию, фазу взрыва и третью - исходную или заключительную. В подготовительной стадии в связи с психотравмирующим фактором (тяжелая обида, оскорбление, унижение и др.) нарастает эмоциональное напряжение, изменяется восприятие окружающего, так как сознание ограничено узким кругом представлений, непосредственно связанных с травмирующими переживаниями.

В фазе взрыва напряженный аффект гнева или исступленной ярости сопровождается глубоким помрачением сознания. Возможны иллюзорные представления, функциональные галлюцинации, психосенсорные расстройства. Аффективный разряд проявляется бурным двигательным возбуждением с автоматическими действиями, агрессией и стремлением к разрушению. Как отмечал С.С. Корсаков, последние совершаются с «жестокостью автомата или машины». В этой фазе наблюдаются выраженные мимические и вегетативно-сосудистые реакции. Лицо краснеет или становится бледным. На лице выражение смешанных эмоций гнева и отчаяния, ярости и недоумения.

Заключительная фаза выражается внезапным истощением физических и психических сил и непреодолимым глубоким сном или прострацией с полной безучастностью и безразличием к содеянному.

Патология эмоциональной сферы8

 

Обследуемый С., 29 лет (наблюдение Г.В. Морозова), обвиняется в нанесении тяжких телесных повреждений своему отцу, от которых пострадавший скончался.

Отец обследуемого пьянствовал, в состоянии алкогольного опьянения избивал свою жену. В день происшествия отец пришел поздно, пьяный. Устроил скандал, что-то требовал от матери, оскорблял ее, бил кулаками по голове. Мать громко закричала. От крика проснулся и заплакал маленький сын обследуемого. Крик сына «подействовал как сирена». Вскочив с кровати, он, в страшном гневе, набросился на отца с молотком. В глазах потемнело, искаженное лицо ребенка то «приближалось», то куда-то «проваливалось». Что произошло в дальнейшем, не помнит. Как рассказывала его жена, стал наносить отцу удары молотком по голове. Был потрясен, узнав о случившемся. Пытался оказать помощь отцу, но, не дождавшись врачей, уснул.

В анамнезе большинства лиц выявляются резидуально-органические изменения травматической, инфекционной или интоксикационной этиологии, конституциональные предрасположения, в частности, эпилепсия и психопатия, соматогенная астения, алкогольное опьянение.

Острые аффективно-шоковые реакции возникают под влиянием внезапной и очень сильной психической травмы, нередко угрожающей жизни. К числу таких событий относятся наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы, пожары, тяжелые потрясения, связанные с арестом, неожиданным известием, потерей имущества, гибелью близких людей.

Острые шоковые реакции непродолжительные, длятся от нескольких минут до нескольких часов, сопровождаются глубоким помрачением сознания с последующей амнезией. Клинически выражаются в гиперкинетической и гипокинетической формах.

Гиперкинетическая форма, или психогенное психомоторное возбуждение, проявляется внезапным, хаотическим возбуждением, криками, недифференцированными и нецеленаправленными поступками. В состоянии страха и ужаса больные бесцельно мечутся или обращаются в бегство, нападают на встречных.

Отмечается аффективное сужение сознания (резкое ограничение объема сознания с сохранением лишь эмоционально-значимых связей с окружающим), выраженные вегетативные симптомы (тахикардия, потливость, рвота и др.). Возможны иллюзорные и галлюцинаторные обманы, чаще зрительные. В отдельных случаях ведущим симптомом является панический страх, переживания глубокого отчаяния и обиды с последующей амнезией и, реже, отрывочными воспоминаниями о происходящих вокруг событиях.

Девочка на уроке начала плакать, качать головой, стучала руками, вставала, опять садилась.

Гипокинетическая форма, или психогенная психомоторная заторможенность, проявляется внезапно наступающей двигательной заторможенностью, достигающей состояния ступора с мутизмом, апатией, вегетативными нарушениями, вплоть до непроизвольного мочеиспускания и дефекации, Иногда в застывшей мимике отражаются страх, тревога, тоскливость. Характерно глубокое помрачение сознания по типу сноподобной оглушенности с последующей полной амнезией.

Патология эмоциональной сферы9

 

Характерно, что в этом состоянии больные все окружающее воспринимают правильно, иногда испытывая своеобразную «остановку мыслей». Тем не менее, они совершают ряд целенаправленных действий, например, чтобы спасти себя и своих близких от грозящей гибели. При этом наблюдается полная эмоциональная безучастность к происходящим вокруг трагическим событиям («эмоциональный ступор» по А.Е. Личко).

Психогенный ступор прекращается так же внезапно, как и возникает.

Выделение острых шоковых реакций основано на трех критериях К. Ясперса:

  • критерий причинности – возникновение непосредственно вслед за психической травмой;

  • критерий понятности – психологически понятная связь содержания симптоматики с предшествующей психотравмирующей ситуацией;

  • критерий обратимости, определяющий прогноз — динамика реакции зависит от сохранения или устранения травмирующей ситуации.

Отмеченные выше критерии условны и ограничены. В ряде случаев после острых шоковых реакций развиваются подострые и затяжные реактивные психозы с последующим патологическим (постреактивным) развитием личности.

Выделяют также застойный аффект (аффективное оцепенение) и вязкий аффект. Первое состояние выражается эмоциональным напряжением с общим расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры, не получающим разрядки в действиях, на фоне тревоги и страха. Выражения «оцепенеть» или «остолбенеть» от страха, «мысль цепенеет» или «стынет» от ужаса хорошо характеризуют общее состояние при этих переживаниях.

Вязкий аффект представляет собой выраженный длительный аффект, не поддающийся отвлечению при новых впечатлениях! Он характерен, прежде всего, для больных эпилепсией.

К нарушениям устойчивости эмоций относится эмоциональная лабильность, эксплозивность, тугоподвижность эмоций.

Эмоциональная лабильность (эмоциональная слабость, слабодушие) – неустойчивость настроения, быстрая смена эмоций по малейшим причинам. Настроение постоянно меняется от сниженного со слезливостью, раздражительностью к приподнятому с умиленностью, сентиментальностью. Часто у больных снижена способность управлять собой, возникают аффективные вспышки (раздражения, злобы), сменяющиеся чувством подавленности, вины, раскаяния: Выраженная степень эмоциональной лабильности проявляется «недержанием аффекта» - насильственный смех легко сменяется слезами и наоборот.

Эмоциональная лабильность характерна для астенических состояний, сосудистых поражений головного мозга. В последнем случае она, как правило, более выражена и, чаще всего, имеет тенденцию к нарастанию.

Эксплозивность (взрывчатость, от англ, explosive – взрывчатый, взрывной, несдержанный) – чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов гнева, ярости, часто с агрессией, направленной на окружающих или на себя. Снижена способность контролировать свое поведение, нередко больные совершают импульсивные действия. Эксплозивность встречается при травматических поражениях головного мозга, эпилепсии.

Патология эмоциональной сферы10

 

Тугоподвижность эмоций (эмоциональная вязкость) – «застревание» больного на какой-либо эмоции вследствие трудности переключения с одной эмоциональной реакции на другую. Сопровождается стойкой фиксацией внимания на событии или объекте, вызвавшем данную эмоцию, злопамятностью. Характерна для больных эпилепсией.

Нарушения адекватности эмоций представлены их неадекватностью и амбивалентностью.

Неадекватность эмоций (паратимия) – качественное несоответствие между эмоцией и вызвавшей ее ситуацией. Характерна для шизофрении. Эмоциональные реакции пациента противоположны адекватным:

  • Больной радуется тому, что находится в психиатрической больнице.

  • Больная с улыбкой сообщает, что ее беспокоит страх за дочь.

Амбивалентность эмоций (двойственность) – одновременное существование противоположных, положительных и отрицательных эмоций по отношению к одному и тому же объекту, двойственность чувств. Нередко не замечается больным.

Как и неадекватность эмоций, амбивалентность относится к проявлениям шизофренического схизиса. Помимо амбивалентности эмоций, при шизофрении наблюдается амбивалентность мышления, при которой одновременно существуют противоположные по содержанию мысли по отношению к одному и тому же объекту или человеку, а также амбитендентность – нарушение мотивации, при котором одновременно имеются противоположные побуждения к совершению движений и действий, но ни одно из них не может возобладать (например, больной несколько раз протягивает руку для приветствия и тут же отдергивает ее).

Нарушения настроения проявляются различными формами его повышения или понижения.

Повышение настроения проявляется в форме эйфории, мории, экстаза, маниакального состояния (гипертимии).

Эйфория (от греч. эй – хорошо, правильно, phero – нести, переносить) – приподнятое настроение с оттенком беспечности, довольства, полного благополучия, благодушия и безмятежного блаженства. Больные благодушны, пассивны, спокойны. Интеллектуальная активность и произвольная деятельность, как правило, снижены, мышление замедлено вплоть до появления персевераций4.

Эйфория является одним из специфических симптомов различных экзогенно-органических поражений головного мозга (атеросклероз, опухоли, сифилис мозга, прогрессивный паралич). При текущих органических процессах эйфория имеет тенденцию к нарастанию. В рамках резидуальных состояний она относится к проявлениям органического дефекта (эйфорический вариант психоорганического синдрома). Как правило, эйфория сопровождается снижением способности к обобщениям и недостаточностью критики.

При эпилепсии эйфория наблюдается в состоянии после припадка.

Преходящая эйфория также развивается при алкогольном и наркотическом опьянениях, на ранних стадиях делириозного помрачения сознания.

Мория (греч. moria – глупость) – повышенное настроение с дурашливостью, беспечностью, склонностью к плоским, глупым и циничным шуткам. Характерна расторможенность низших влечений. Отсутствует субъективное чувство болезни (анозогнозия), способность реально учитывать положение дел и согласовывать с ними свои действия. В поведении – снижается активность, инициатива, что отчетливо проявляется в повседневных делах. Например, требуется посторонняя помощь для того, чтобы съесть всю пищу на тарелке, пойти в туалет, помыться. Трудности, возникающие в совместной жизни, больные объясняют не своими недостатками, а только недоразумениями и недостатками других людей. Говорят убедительно, что нередко вводит врачей в заблуждение.

Больной П. получил ранение в лицо. После длительного лечения неоднократно показывал у всех на виду половой член и приставал к девочкам, пытался их душить. Оправдывал свое поведение тем, что он должен был мочиться, и кто-то случайно заметил это, насиловал же девочек вообще кто-то другой. После выписки из лечебницы совершил 150 сексуальных преступлений. Воспринимал повторные обвинения и стационирования беззаботно.

Патология эмоциональной сферы11

 

Другой больной Р. А. с левосторонним повреждением лобной доли после развода с женой из-за грубого сексуального поведения написал в суд: «Кто оплатит мне теперь расходы на половые радости?».

Мория встречается при поражении лобных отделов головного мозга (опухоли, травмы).

Экстаз (от греч. ekstasis – исступление, восхищение) – кратковременное состояние наивысшего блаженства, счастья с оттенком напряжения, иногда с сужением сознания. Состояния экстаза характерны, прежде всего, для эпилепсии (в рамках ауры, психических эквивалентов припадков), а также для органических поражений головного мозга, прогрессивного паралича, наркотических опьянений, острого шизоаффективного приступа.

Ф.М. Достоевский так описывает состояние князя Мышкина перед припадком: «Вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом. Все волнения разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды». «Да, за этот момент можно отдать всю жизнь».

Ниже приводится описание кататоноподобного религиозно-мистического экстаза при шизофрении:

«Однажды утром я проснулся с блаженным чувством, будто я воскрес из мертвых или родился заново. Я ощущал сверхъестественное наслаждение, потрясающее чувство свободы от всего земного. Охваченный светлым чувством счастья, я спрашивал себя: «Я – Солнце? Кто я? Должно быть, я сияющий сын божества». Я принялся петь и произносить торжественные речи; я отказывался от еды и больше не нуждался в еде, я ждал Рая, где человек вкушает райские плоды».

Снижение настроения проявляется тревогой, страхом, дисфорией, растерянностью, депрессивным состоянием (гипотимией).

 

Чувство тревоги

Тревога – чувство растущей опасности, предчувствие плохого исхода, ожидание катастрофы. Тревога может рассматриваться как эмоциональная реакция (негативная эмоция, направленная в будущее) и как симптом более сложного психопатологического состояния. Кроме того, тревожность рассматривается как черта личности – относительно легкое возникновение тревоги по поводу реальных или предполагаемых опасностей.

Тревога сопровождается характерными соматовегетативными проявлениями: внутренним напряжением, дрожью в теле, тремором, потливостью, ознобом или чувством жара, побледнением или покраснением кожи, появлением «мурашек», «гусиной кожи», кожного зуда, сухостью слизистых. Со стороны сердечно-сосудистой системы – боли, чувства сдавления, сжатия в груди, в области сердца, сердцебиения, ощущения замирания, перебоев в работе сердца, колебания артериального давления, ощущения нехватки воздуха, удушья. Со стороны желудочно-кишечного тракта – тошнота, диарея, спастические боли в животе. Характерны также головные боли, головокружения, боли в мышцах.

Тревожные больные становятся двигательно беспокойными, суетливыми (вплоть до тревожного возбуждения, ажитации), могут совершать случайные и неловкие движения. Либо, наоборот, появляется заторможенность, слабость, снижение тонуса мышц. При тревоге характерно снижение концентрации внимания, нарушения сна.

Для количественной оценки степени выраженности тревоги в ряде случаев можно использовать клинические оценочные шкалы, такие как шкала тревоги Гамильтона (HARS или НАМ-А – Hamilton Anxiety Scale). Самооценка уровня тревожности, как текущей (реактивная тревожность), так и личностной, может проводиться по шкале самооценки Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным.

Тревога – один из наименее специфичных психопатологических симптомов, наблюдающихся при многих психопатологических состояниях в рамках различных психических заболеваний. Тревожные эпизоды возможны также и в норме на фоне стрессогенных ситуаций.

Патология эмоциональной сферы12

 

Различают протопатическую и эпикритическую тревогу. Протопатическая тревога в своей основе бессодержательна, ее причины неосознанны. Она характерна для органических заболеваний головного мозга, сосудистых, инфекционных, интоксикационных психозов, а также для бредовых и депрессивных состояний. Тревога психотического уровня является одним из патогенетических механизмов развития деперсонализации.

Эпикритическая тревога характеризуется осознанием больными ее причины. Она чаще встречается в рамках психогенных состояний.

Страх – переживание опасности, непосредственно угрожающей субъекту. Страх может быть связан как с каким-либо определенным объектом или ситуацией, так и со всем окружающим в целом. Так же как и тревога, страх сопровождается разнообразными соматовегетативными реакциями. Возможна различная степень выраженности страха – от легкого опасения до переживания ужаса с возможностью развития паники.

Переживания неопределенного, бессодержательного, меняющегося по интенсивности, но постоянного страха наблюдаются в рамках невроза страха.

В детском возрасте выделяют пять вариантов страха:

  • Навязчивые страхи (фобии). Возникают вопреки желанию и осознаются как чуждые.

  • Страхи со сверхценным содержанием. Это наиболее часто встречающийся вариант – с наличием убеждения в обоснованности страхов и отсутствием попытки их преодолеть. Аффект страха тесно связан с представлением ребенка о предмете страха. Например, боязнь темноты связана с представлением о наличии в темноте устрашающих объектов, боязнь одиночества – с представлением об опасностях, подстерегающих ребенка в отсутствии родителей. Характерно стойко измененное отношение к предметам или явлениям, вызвавшим испуг, проявляющееся не только при повторном контакте с ними, но и в спокойном состоянии (особая боязливость, чувство отвращения и др.).

  • Бредовые страхи. Сопровождаются переживанием скрытой внешней угрозы со стороны живых или неживых объектов, настороженностью, подозрительностью к окружающим, ощущением опасности для себя в их действиях, эпизодами психомоторного возбуждения. Возникают вне связи с психотравмирующей ситуацией, постепенно переходят в бредовые интерпретации и чувственный бред.

  • Психопатологически недифференцированные страхи – приступы протопатического, витального страха с переживанием неопределенной угрозы для жизни. Сочетаются с двигательным беспокойством, разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, потливость, покраснение лица и др.), неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, стеснение в груди, похолодание в животе, прилив крови к лицу и др.). Больные не могут осознать причины страха, нет связи с психотравмирующей ситуацией. Описания короткие, ограничены общими словами («страшно», «боюсь»),

  • Ночные страхи (pavor noctumus). Возникают во время сна, в основном, у детей дошкольного и младшего школьного возраста, у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Представляют собой состояние выраженного страха и двигательного возбуждения на фоне суженного сознания. Ребенок беспокоен, плачет, кричит, мимика выражает сильный страх. Часто зовет мать, но не узнает ее, не отвечает на ее расспросы, а иногда и отталкивает ее от себя. Нередко сопровождаются снохождениями, устрашающими сновидениями и обманами восприятия, о чем говорят отдельные высказывания («боюсь, прогони его!»). Разбудить или успокоить ребенка не удается. Состояние длится 15-20 минут, затем сменяется сном. В.В. Ковалев   различает сверхценные, бредовые, психопатологически недифференцированные ночные страхи (не отличающиеся от аналогичных страхов, проявляющихся в дневное время), а также пароксизмальные ночные страхи.

Последние периодически повторяются, приурочены к определенному времени сна (чаще всего возникают через два часа после засыпания), стереотипны. Начинаются и заканчиваются внезапно, сопровождаются однообразными автоматизированными движениями (поглаживание, перебирание белья, стряхивание), отрывочными бессвязными высказываниями, а иногда устрашающими зрительными галлюцинациями (ребенок видит «мохнатое чудовище», «человека в черном», «огонь» и др.). Характерно застывшее выражение лица, фиксированный взгляд. Состояние полностью амнезируется. Иногда бывает непроизвольное испускание мочи и дефекация. Пароксизмальные ночные страхи наблюдаются преимущественно при височной эпилепсии, реже при резидуально-органических поражениях головного мозга.

 

Дисфория

Дисфория (греч. dysphoria – раздражение, досада) – напряженное злобно-тоскливое настроение, с раздражительностью, угрюмостью, недовольством собой и окружающими, придирчивостью, чрезмерной чувствительностью к внешним стимулам.

Характерны различные двигательные нарушения, от двигательной заторможенности до психомоторного возбуждения, а также вспышки гнева, ярости, с агрессивными и разрушительными действиями. В состоянии дисфорического возбуждения больные чаще всего молчат либо, реже, произносят или выкрикивают отдельные фразы. Движения обычно однообразны, лишены экспрессии.

Дисфория наиболее характерна для эпилепсии после припадка или в форме психического эквивалента.

Дисфория и аффективная взрывчатость -характерны для эпилептоидной (возбудимой, эксплозивной) психопатии.

Дисфория является также относительно специфическим симптомом органических заболеваний головного мозга травматического, сосудистого, сифилитического и другого генеза.

При формировании психоорганического синдрома наблюдаются выраженные дисфорические реакции с эксплозивными вспышками, агрессией и аутоагрессией на фоне эмоциональной неустойчивости («недержания аффекта»).

Эпилептиформные припадки, возникающие в состоянии аффекта, нередко на фоне органической церебральной патологии, носят название аффект-эпилепсии. В настоящее время их относят к эпилептическим реакциям.

Патология эмоциональной сферы13

 

Состояния дисфории нередко наблюдаются как начальные проявления импульсивных влечений (дромомании, дипсомании).

Дисфория также встречается при алкогольной и наркотической абстиненции, при изменении формы алкогольного опьянения (возбудимое опьянение со склонностью к агрессии).

Преходящие дисфорические состояния могут предшествовать наступлению менструаций (предменструальная дисфория), наблюдаться при беременности, в послеродовом периоде.

У детей типичные дисфории с раздражительностью, озлобленностью, недовольством окружающими и агрессивностью наблюдаются начиная с дошкольного возраста. Встречаются и атипичные формы в виде общего недомогания, неприятных ощущений и болей в различных частях тела (сенесто-ипохондрический вариант).

Реже наблюдаются атипичные дисфории с приподнятым настроением, напряженностью, раздражительностью, склонностью к агрессивным вспышкам. Последний вариант характерен для эпилепсии. Типичные дисфории у детей и подростков наиболее часто встречаются при органических заболеваниях головного мозга и эпилепсии.

Растерянность – острое чувство беспомощности, недоумения, непонимания ситуации и своего состояния. Больные чрезмерно отвлекаемы, тревожны, просят помощи, задают отрывочные недоумевающие вопросы: «Где я?. Кто эти люди?. Ничего не понимаю.».

Выделяют:

  • простую;

  • аментивную;

  • бредовую;

  • меланхолическую растерянность.

Простая растерянность выражается в остром страхе перед душевной болезнью. К. Ясперс   одним из первых описал состояние страха перед помешательством, возникающее в связи с «жутким ощущением происходящих изменений», переживанием надвигающегося безумия.

По словам одной из его больных, «самое жуткое в болезни то, что ее жертва не может контролировать переход от здорового к болезненному образу действий».

Одна из наших больных буквально вторит ей, жалуясь на «страх сойти с ума», опасение «натворить что-нибудь» в таком состоянии. По ее мнению, это следствие «развитого воображения», невозможности «сосредоточиться» и «потери мотивации».

Страх перед душевной болезнью характерен для острого начала шизофрении и шизоаффективного психоза.

Аментивная растерянность возникает при значительных колебаниях глубины помрачения сознания – от выраженных форм с невозможностью осмысления окружающего в обобщенном виде и распадом самосознания до состояний кратковременного прояснения сознания. В последнем случае больные сознают, что не могут мыслить, что весь мир стал для них загадкой:

  • «Что бы это могло быть? Что все это значит? Где я нахожусь? Правда ли, что я - госпожа Н.?».

Как пишет К. Ясперс, больной замечает случайные предметы, оказавшиеся в поле его зрения, и именует их, но на смену им тут же приходит другое представление, не имеющее смысловой связи с предыдущим. Больные повторяют вопросы врача и не отвечают на них, растеряны, с недоумением озираются вокруг, пытаясь понять, что с ними происходит.

Бредовая растерянность наблюдается на начальном этапе развития бреда и выражается в напряженном предчувствии надвигающейся катастрофы, необъяснимой тревоге, ощущении, что что-то случилось, нависла угроза. Придающая всему окружению новый, иной смысл, недоступный для понимания. Является основным компонентом в структуре бредового настроения. Возникает при относительно ясном сознании и характерна для шизофрении: «Я совершенно не соображаю, что же я делаю. Что это за коричневые одеяла на моей кровати? Не изображают ли они людей? Что мне делать со своими руками и ногами, если мои ногти такие белые? Каждую минуту все окружающее меняется; к чему эти движения сиделок, я их не понимаю и поэтому не могу ответить. Как я могу сделать что-либо правильно, если даже не знаю, что такое это «правильно». Я не могу постичь эту странную ситуацию. С каждым днем она становится все менее и менее понятной». Бредовая растерянность проявляется, как в высказываниях, так и в мимике и жестах.

Меланхолическая растерянность наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза. При обострении тревожно-тоскливого настроения больные не могут понять, что произошло, что происходит вокруг. Обыденные явления, например, предложение умыться, принять лекарства вызывают ощущение чего-то непонятного. Больные смотрят на все с недоумением, с тревогой спрашивают: «Почему здесь столько людей? Что означают эти врачи?».

Состояния растерянности характерны для эпилептических и органических психозов. При эпилепсии растерянность сочетается со злобностью и аффективной напряженностью, при церебральном атеросклерозе – с беспомощностью и слезливостью.

В детском возрасте растерянность проявляется, в основном, в мимике и жестах, после 10-12 лет аффект недоумения находит свое выражение и в высказываниях. Страх перед надвигающимся безумием (простая растерянность) наблюдается в более позднем возрасте, в 14-15 лет.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх