Обучение в школе и когнитивное развитие
Прочие
Обучение в школе и когнитивное развитие

Обучение в школе и когнитивное развитие. Адаптация к школе

 

 

Исследователи попытались ответить на этот вопрос несколькими способами. Одна из стратегий состояла в изучении детей в тех обществах или культурах, в которых обучение в школе не обязательно или не всем доступно. Сравнивая аналогичные группы детей, одни из которых учились в школе, а другие – нет, исследователи пытались установить роль обучения в школе в когнитивном развитии детей.

 

Вторая стратегия, недавно разработанная, заключается в сравнении детей, у которых даты рождения приходятся на ближайший период до и после назначенного школой возраста поступления в детский сад или первый класс. Например, если некая школа устанавливает 15 сентября как предельную дату, тогда ребенок, родившийся 10 сентября, будет иметь право пойти в первый класс через 5 дней после того, как ему исполнится 6 лет. Тогда как ребенок, родившийся 20 сентября, не получит это право до следующего года, хотя он только на 10 дней младше. Через год эти 2 ребенка, одинаковые по возрасту, будут отличаться тем, что один проучился год в школе, а другой нет, поэтому исследователи могут изучить влияние обучения в школе, при этом возраст будет выступать константой.

Обучение в школе и когнитивное развитие1

 

Кросс-культурные исследования в Мехико, Перу, Колумбии, Либерии, Замбии, Нигерии, Уганде, Гонконге и многих других странах подтверждают тот вывод, что школьный опыт действительно каузально связан с появлением развитых когнитивных умений. Дети, не посещающие школу, не только не осваивают сложных понятий и стратегий, они также плохо справляются с генерализацией усвоенного понятия или принципа на новую ситуацию. Поэтому посещение школы помогает детям научиться думать.

Хороший пример получен в ходе исследования Гарольда Стивенсона индийских детей в Перу. Стивенсон и его коллеги протестировали 6-8-летних детей, одни из которых были в школе уже в течение 6 месяцев, а другие еще не начали обучение или жили в недоступной для посещения школы местности. Стивенсон обнаружил, что как в сельских, так и городских областях дети, посещающие школу, демонстрируют лучшие результаты фактически по всем заданиям, включая сериацию и образование понятий. Эти различия отмечались даже в том случае, если в расчет принимался уровень образования родителей, статус питания ребенка и количество дополнительных занятий с ребенком дома.

Аналогично исследования в Соединенных Штатах, сравнивающие детей, начавших учиться в школе с разницей в год, показывают, что не просто возраст, а обучение в школе само по себе имеет непосредственное влияние на некоторые виды когнитивных умений, например на способность использовать хорошие стратегии запоминания. В одном таком исследовании Фред Моррисон и его коллеги обнаружили, что значительное улучшение использования стратегий запоминания отмечалось в 1-м классе; дети того же возраста, которые провели год в детском саду, поскольку они просто не подошли под ограничение возраста, не демонстрировали точно такого же прироста навыка запоминания – хотя эти дети, конечно, приобретут этот навык в следующем году, когда поступят в 1-й класс.

Это не означает, что обучение в школе – единственный способ формирования сложных форм мышления. Специфический опыт в какой-либо области также может способствовать развитию даже без школьного опыта. Например, бразильские уличные дети, которые занимаются торговлей на рынках, способны безошибочно дать сдачу, несмотря на недостаток формального обучения в школе. Тем не менее, обучение в школе формирует у ребенка множество специфических навыков и типов знаний и стимулирует развитие более гибких, генерализованных стратегий запоминания и решения задач.

Обучение в школе и когнитивное развитие2

 

Адаптация к школе

Школа – это не просто нейтральное место для приобретения когнитивных навыков. Это комплексная социальная организация со своими правилами и ценностями, сложными взаимоотношениями со сверстниками и многими требованиями, которые не были знакомы ребенку ранее. Среди детей в Соединенных Штатах ключевым фактором успешной адаптации ребенка к этой новой обстановке является его готовность научиться читать. Однако готовность к чтению – не единственный фактор. Также имеет значение участие родителей в школьных делах, как и некоторые аспекты темперамента ребенка.

Вовлеченность или отстраненность

Со временем эти различные траектории все больше и больше расходятся, так что к средним и старшим классам учащиеся разбиваются на две разные группы. Некоторые учащиеся активно вовлечены в процесс обучения в школе, если использовать терминологию Лоренса Штейнберга. Они не только получают удовольствие от учебы, но вовлечены во все школьные мероприятия, легко выполняют домашние задания, осваивая необходимые навыки.

Другие, включая многих подростков из семей среднего класса в школах городских окраин, отстранены от процесса обучения в школе, особенно от его академического аспекта. Штейнберг считает – причем, весьма убедительно, – это качество вовлеченности или отстраненности решающим качеством для ребенка и его будущего.

Некоторые исследования сообщают о том, что школьная успеваемость улучшается, когда родители участвуют в школьных мероприятиях, например, приходят на беседу с учителем

  • Отстраненные учащиеся.

Основываясь на опросах и наблюдении свыше 20 000 подростков и их семей, Штейнберг рисует довольно мрачную картину типичного уровня вовлеченности в школьную жизнь современных учащихся старших классов в Соединенных Штатах. Большая часть учащихся не принимают школу и учебу в школе всерьез; после занятий они редко принимают участие в деятельности, которая закрепляет то, чему они научились в школе; культура сверстников очерняет академические успехи и осмеивает тех учащихся, которые пытаются хорошо учиться.

Обучение в школе и когнитивное развитие3

 

Более того, большинство современных родителей в Соединенных Штатах так же отстранены от процесса школьного обучения, как и их дети-подростки. В крупном исследовании Штейнберга:

  • более чем половина учащихся старших классов сообщили, что когда они приходят домой с неудовлетворительными оценками, их родители не расстраиваются;

  • треть сказали, что их родители не знают, что они изучают в школе;

  • только около пятой части родителей, принимавших участие в этом исследовании, постоянно посещали школьные мероприятия.

В категориальной системе, стиль воспитания родителей отстраненных учащихся чаще всего можно оценить как попустительский или авторитарный; стиль родителей заинтересованных учащихся чаще всего оценивался как авторитетный.

История не заканчивается на родителях. Столь же важную роль играют нормы и ценности группы сверстников. Азиатские учащиеся, например, гораздо чаще, чем афроамериканские или латиноамериканские учащиеся, дружат с теми, кто ценит хорошие оценки и усердие в школе. Среди групп сверстников афроамериканских и латиноамериканских подростков академические достижения или усилия в учебе гораздо чаще обесцениваются. В этих двух группах вовлеченность родителей в школьный процесс или акцент на важности учебы нивелируется нормами сверстников. Упорный труд или стремление к достижению, по мнению афроамериканских и латиноамериканских подростков, значит «притворятся белым» и поэтому очерняется.

Эта проблема не уникальна для чернокожих или латиноамериканских учащихся. Доминирующая культура белых подростков в современных Соединенных Штатах в качестве одной из центральных ценностей утверждает, что учащиеся старших классов не должны много трудиться. Они должны справляться с программой, но не должны выделяться в процессе обучения. Другими словами, широко распространенной нормой или целью является видимость незаинтересованности в учебе.

Обучение в школе и когнитивное развитие4

 

Неудивительно, что многие подростки заходят слишком далеко и становятся искренне незаинтересованными в учебе, что приводит к долговременным негативным последствиям во взрослой жизни.

 

Дети, бросающие школу

На экстремальном конце континуума незаинтересованности в учебе находятся те подростки, которые действительно бросают школу, не окончив старших классов. Правда, нужно заметить, что это происходит реже, чем можно было бы подумать. Примерно три четверти молодых людей в Соединенных Штатах получают дипломы об окончании старших классов и еще 12% получают диплом общего образца в более позднем возрасте. Поэтому только около 15% современных молодых людей не заканчивают школу. Среди учащихся старших классов самых последних лет этот уровень еще ниже. Например, среди тех учащихся, которые поступили в старшие классы в 1998 году, только 11% не закончили их к 2003 году. Причем треть из них – латиноамериканцы. До недавнего времени среди подростков, бросивших школу, афроамериканцев было больше, чем евро-американцев, но, по данным более современных сравнительных исследований, это различие исчезло. В настоящее время в обеих группах 86-87% молодых людей получают диплом об окончании старших классов. В целом, более совершенным предиктором окончания школы является социальный класс, а не этническая принадлежность. Дети, воспитывающиеся в бедных семьях, особенно в бедных семьях с единственным родителем, чаще бросают школу, чем дети из более экономически благополучных или полных семей.

Обучение в школе и когнитивное развитие5

 

Подростки, которые бросают школу, приводят множество причин такого решения, включая:

  • антипатию к школе;

  • низкие оценки;

  • временное исключение из школы;

  • необходимость работать, чтобы поддержать семью.

У девочек участвуют дополнительные факторы. Они чаще всего говорят, что бросили школу из-за того, что собирались вступить в брак, из-за беременности или из чувства, что школа просто не для них. Некоторые из этих факторов оказываются действенными, при попытке предсказать предсказать, какие учащиеся бросят школу. Например, в лонгитюдном исследовании более чем 500 детей Роберт и Беверли Кайрнс выявили два надежных предиктора того, что подросток бросит школу:

  • низкая академическая успеваемость, вплоть до оставления на второй год;

  • частое проявление ребенком агрессивного поведения.

Более 80% мальчиков и примерно 50% девочек, которые отличались этими двумя особенностями в 7-м классе, позже бросили школу до завершения старших классов. Для девочек в этом исследовании рождение ребенка или вступление в брак были также тесно связаны с вероятностью бросить школу, хотя, с другой стороны, ранняя беременность была чаще у тех девочек, которые имели опыт низкой школьной успеваемости или высокий уровень агрессии. Поэтому неясно, что стало причиной, а что следствием.

Кайрнс и его коллеги также обнаружили, что в том случае, если учащиеся с низкой академической успеваемостью участвовали в одном или более внеклассном мероприятии в начале обучения в старших классах, то они в 2 раза реже бросали школу по сравнению с детьми, которые не участвовали в жизни школы.

Эти данные подтверждают основную идею Штейнберга о вовлеченности или отстраненности: определенная связь со школой, даже среди учащихся, имеющих низкую академическую успеваемость, может действовать как противовес и помочь удержать многих молодых людей в школе достаточное время для ее окончания.

Обучение в школе и когнитивное развитие6

 

На другой стороне медали для некоторых подростков находится их представление о том, что диплом об окончании старших классов не обеспечит им лучшую работу. Некоторые из молодых людей в исследовании Кайрнсов, например, уже работали неполный рабочий день и получали свыше минимального заработка. Поэтому они не видели никакого смысла оставаться в школе, если могли заработать больше, работая полный день. Вот два высказывания:

  • «Школа была скучной. Я чувствовал, что знаю все, что должен был знать... Я собирался вернуться... но я понимал, что получаю 6 долларов в час на работе и ничего – в школе, поэтому...».

  • «Я просто ненавидела школу. Я считала, что лучше найти работу на 8 часов в день, чем сидеть в школе 8 часов в день, кроме того, если я буду проводить в школе 40 часов в неделю, то мне никто не будет за это платить, лучше я найду себе работу и буду получать деньги».

Что касается долговременной перспективы, то те подростки, которые используют такое объяснение для того, чтобы бросить школу, ошибаются. Безработица среди тех, кто не окончил старшие классы, выше, чем среди любой другой группы, и те, кто бросил школу, находят работу с более низкой зарплатой, чем те, кто получил диплом об окончании школы.

В1995 году, например, средний годовой доход у взрослых в возрасте 35-44 лет, не закончивших старшие классы, составлял 20466 долларов по сравнению с 32689 долларами у тех, кто закончил старшие классы, и 57196 долларов у тех, кто окончил колледж. Очевидно, те учащиеся, которые бросили школу, вступают на очень разную, гораздо менее оптимальную, экономическую траекторию.

Заинтересованные учащиеся: те, кто стремится к достижениям. На другой стороне континуума находятся те подростки, которые заинтересованы учебой и имеют хорошую успеваемость. Заинтересованные учащиеся проводят больше времени, выполняя домашние задания, реже прогуливают занятия, более внимательны в классе и не списывают. Они также стремятся проводить время с теми учащимися, которые заинтересованы в учебе или, по крайней мере, не высмеивают тех, кто прикладывает усилия. Они чаще имеют авторитетных родителей, которые ожидают от них хороших оценок и сами участвуют в школьной жизни ребенка.

Можно возразить, что все отношения, которые были описаны, существуют просто потому, что более способные дети легче справляются со школьной программой. В этом есть доля правды. Фактически единственным самым надежным предиктором академической успеваемости учащегося в старших классах служит показатель IQ. Способным учащимся к тому же легче успешно закончить старшие классы.

Хорошая академическая успеваемость формирует чувство самоэффективности у интеллектуально более развитых учащихся, что, в свою очередь, увеличивает их заинтересованность процессом обучения. Однако Штейнберг также прав в том, что чувство вовлеченности содержит множество других ингредиентов, которые имеют значительное влияние на усилия подростка и его успехи в школе.

Обучение в школе и когнитивное развитие7

 

Усилия и успех, в свою очередь, выступают гарантом большего количества лет обучения в школе. Эта связь отмечается среди детей, воспитывающихся в бедности, а также в семьях среднего класса. Эти дополнительные годы обучения в значительной степени определяют тот карьерный путь, на который вступает молодой человек, влияя на доход и успехи на работе. Существуют отнюдь не тривиальные факты, которые объясняют, почему выводы Штейнберга о типичном уровне заинтересованности учебой среди современных учащихся старших классов Соединенных Штатов являются столь тревожными.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх