Прочие
Информационный шок

Информационный шок

 

 

Помимо всех этих трудностей, если у нашего несчастного горожанина нет времени самому получить информацию о текущих событиях, то его насильно проинформируют! Это привилегия тех, кто каждый день видит перед своими глазами рекламные панно... Не только на стенах, но и на автобусах, в метро, на мотоциклах, в киосках, на машинах и грузовиках, на собственном ветровом стекле, в своем почтовом ящике, на спине человека-рекламы или на рекламной машине, на световых афишах, в зале ожидания на вокзалах, в такси, под своей тарелкой в ресторане, на пакетах и оберточной бумаге, на спичечных коробках, в витринах магазинов, на одежде - повсюду, куда ни кинешь взгляд. Город - это одна большая реклама, расхваливающая достоинства всего того, что выставлено на продажу. Продукты, одежда, фильмы, политические деятели, животные, любовные свидания, алкоголь и антиалкогольная пропаганда, спектакли, табак, сигареты и пропаганда против курения, призывы к ограничению скорости, автомобили, которые развивают скорость до 200 км в час, местные и зарубежные новости. И в конце концов реклама рекламы.

 

Информационный шок1

 

Кто за один день, месяц, год, да и за всю свою жизнь мог бы действительно заинтересоваться всеми предложенными сюжетами? Нужно постоянно обращать внимание то на одно, то на другое, в несколько секунд переключиться с одного сюжета на другой, отключиться, чтобы затем вновь включить свое внимание. Никакой передышки ни для глаз, ни для мозга. И во всем сомнения: «Смотри-ка, я выбрал поездку в Грецию с группой Алонцы. Может быть, мне лучше поехать в Сицилию с клубом Алонцо?» Или вот еще: «Я пользуюсь стиральным порошком «Арион», но вот этот, который отстирывает пятна в холодной воде, возможно был бы лучше».

Информационный шок2

 

Поскольку речь идет о рекламе и о стиральном порошке, попутно отметим, что все стиральные порошки имеют приблизительно один и тот же состав, потому что ни один, даже самый гениальный, хш1ик не изобрел еще никакого другого моющего средства, кроме производных гидрокарбоната соды. Отсюда можно сделать вывод: стиральные порошки стоят один другого и отличаются друг от друга только разными дополнениями... Не будем сердиться, если порошка, которым мы постоянно пользуемся, нет в продаже. Покупая стиральный порошок, мы обращаем внимание на способ применения: кипятить или нет. А у наших прабабушек не было подобных проблем: они вообще стирали мылом и вручную. Подумайте, стоит ли покупать слишком сложные многопрограммные стиральные машины, когда главное - это температура воды, которую можно регулировать всего двумя программами. Вот вам прекрасный пример ненужного усложнения жизни и, как следствие, - перенапряжения.

Информационный шок3

 

Нескромное телевидение

Почему бы не расслабиться, смотря телевизор? Не тут-то было. Спектакль прерывается на середине рекламным кошмаром. В то время как наше внимание сконцентрировано на фильме, матче, документальном кино, на переговорах или прямой трансляции бегов, нам навязывают дурно пахнущий шлепок, например, новое средство для мытья унитазов в общественном туалете. Эти кадры могут породить в телезрителе глухую неосознанную тревогу, которую трудно обнаружить. Даже если реклама - часть повседневной жизни, то она стала таковой без нашего согласия. Она совершенно безнаказанно ломится в нашу дверь все 24 часа подряд, занимает часть нашей памяти и является бесспорным элементом стресса. Я воспринимаю рекламу, втиснутую в фильм, как фальсификацию произведения, она мешает нам мечтать и расслабиться.

Информационный шок4

 

Информация или чье-то мнение

Информация не исчерпывается только рекламой. Нас всегда держат в курсе текущих событий средства массовой информации - газеты, телевидение, радио. Будем приветствовать достижения журналистов, новые средства, используемые ими, значительное количество выдаваемой информации. Но тем не менее первая тень уже омрачает эту картину: по одному и тому же вопросу может быть выдана противоречивая информация. Одно и то же событие по-разному освещается в печати или на телевидении в зависимости от того, кто ее предоставляет.

Обычно, например при оценке политического события, мы выбираем версию, наиболее близкую нам. Иначе говоря, мы начинаем сами разделять это убеждение. Объективность нарушена. Журналист не может быть абсолютно объективным, но он должен так представить факты, чтобы у всех была возможность составить свое собственное мнение. Но объективность всегда страдает от желания профессиональных работников служб информации заставить своих читателей или слушателей разделить их собственное мнение по данному вопросу.

Информационный шок5

 

Как мы уже говорили, на нас обрушивается избыток информации - слишком много событий происходит в мире. Как же быть? Как проследить за развитием интересных и разнообразных событий: землетрясением, войной, гонками, кубком Франции по футболу, дешевой распродажей, политической жизнью, любовными скандалами, службой социальной защиты, метеопрогнозом? Подобрать для каждого отдельного человека разделы информации, за которыми он мог бы постоянно следить, а все остальное он будет воспринимать как ее избыток.

Есть несколько типов сенсационных новостей, занимающих первое место в обзоре, которые всегда будут актуальны, например, убийство тюленей, конфликт между тибетцами и китайцами, отправка в клетках из Гонконга во Вьетнам вьетнамских беженцев, медленная смерть колумбийского ребенка, увязшего в иле... Каждый раз детальная информация о таком событии посылается как смертоносная пуля. Конечно, я не оспариваю необходимость и такой информации. Я могу только констатировать, что такие острые сюжеты бьют по нервам тех, кто смотрит их ежедневно, даже сидя в своей гостиной.

Информационный шок6

 

Существует определенная закономерность: слишком много пенсионеров, вечно сидящих перед телевизором, переживают таким образом настоящие драмы. Более того, самая захватывающая информация, судя по тому, сколько народа ее слушает или читает, требует постоянного повторения, о таком событии будет напечатано во всех газетах, о нем будет постоянно сообщаться по радио и телевидению. На какой-то срок оно станет навязчивой идеей. А потом - все! Никакого интереса! Его заменят следующим сюжетом из другой области. Как же за ними уследить? Только не будем говорить о национальной политике - об этом сложном, часто омерзительном балете, о заявлениях, которые на следующий же день нарушаются, ощущении жизни в постоянных муках и вечном насилии, об этих театральных эффектах, размноженных средствами массовой информации, хлипких, как суфле. Все эти бесконечные переживания в конце концов утомляют. Общественная жизнь теряет всю свою привлекательность, потому что на сознание граждан происходит постоянное давление. Остается только перегрузка и стресс.

Информационный шок7

 

С 1 января по 31 декабря нам детально сообщают о достижениях участников африканского ралли, или же о футболистах, или регбистах, теннисистах, велосипедистах и т. д. Мы все знаем, как организуются чемпионаты Франции, Европы, мира, соревнования чемпионов, олимпийские игры, чемпионаты стран Средиземноморья и Африки, спортивные соревнования мужчин, женщин, детей, маленьких, средних, больших. В Древнем Риме состязания на арене цирка были проще. Сегодня нужно посвятить информации все свое время или обзавестись компьютером.

Информационный шок8

 

Заметим, кстати, что чем больше времени люди проводят у телевизора и наблюдают за успехами спортсменов, иногда глубоко за полночь, тем меньше сами занимаются спортом. В самом деле, от сидения перед телеэкраном вы так устаете, что уже не в силах вынести еще какую-то физическую нагрузку.

И среди всех этих бесчисленных спортивных результатов возникает еще и огромный денежный приз, который поражает воображение. В любом виде спорта устанавливается такая связь между спортом и деньгами, что каждый чувствует себя непосредственно причастным к данному событию. Как не прореагировать на то, что объявленные денежные суммы, и притом колоссальные, валяются на гоночных треках, футбольных полях, теннисных кортах или ипподромах? А как на это реагировать? С восхищением, завистью, ревностью, гневом? Но никогда нельзя остаться равнодушным. Спорт стал рынком.

Для детей носить обувь той же марки или играть в теннис той же ракеткой, что и чемпион, означает наверняка добиться ошеломляющих результатов. Подражание герою становится настолько сильным, что дети копируют его гримасы, пристрастия, требования. Увы, усилия, предпринятые в этом направлении, мешают детям полностью насладиться радостями спортивной жизни. Но вскоре они понимают, что ракетка еще не делает чемпиона.

Информационный шок9

 

Робкие люди тоже имеют возможность принять участие в этой ярмарке. Им достаточно заполнить карточку спортлото или еще какой-нибудь спортивной лотереи. Если очень повезет, то им достанется несколько крошек от разыгрываемой суммы. Но действительно, сколько людей знают команды, названия которых они отмечают в бюллетене. А в каком состоянии находятся игроки в спортлото перед объявлением результатов? Не надо забывать, что некоторые одержимые вкладывают в эти игры львиную долю своей зарплаты. Для всех было бы лучше, если бы эти деньги возвратились к ним в карман. Когда ставки сделаны, когда вы уже проиграли, на смену возбуждению приходит депрессия. Это чередование мечты и разочарования приводит к очень сильной эмоциональной перегрузке. Вот это стресс!

 

Экономические факторы

Не нужно быть специалистом, чтобы понимать, что современные экономические условия отнюдь не благоприятны. Безработица и бездействие способствуют обращению к другим занятиям. По серьезным и сложным причинам международная экономика находится сейчас в запутанном состоянии. Часто объявления о контракте, подписанном на огромную сумму, наводят на мысль, что в мире существует мощный экономический потенциал межнациональной деятельности. Наоборот, развивающиеся страны часто привлекают внимание мирового сообщества своими насущными заботами: голодом, болезнями, катастрофами, международным долгом.

Информационный шок10

 

Отметим еще раз: прямопротивоположные ситуации сталкиваются перед нашими глазами. Но эта реальность не отменяет трудности, с которыми сталкивается каждый из нас. Поиски работы, нестабильное положение предприятий, угроза увольнения, растущее ощущение социального зла — все это вызывает стрессовые реакции, причем неодинаковые у разных людей. Недовольство и проявление гнева кончается протестом. Но чтобы протест был услышан, необходимо сгруппироваться и выразить его в организованном порядке. Поскольку все не могут говорить одновременно, нужно поручить небольшой группе людей выразить этот протест, вести переговоры и принять решения. Независимо от того, идет ли речь о профсоюзе или о рыболовном обществе, всегда найдется человек, который отколется от основной группы.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх