Формы и причины детской агрессивности: рекомендации специалистов
Уже с самых ранних лет жизни дети начинают совершать различные агрессивные действия. Агрессивность детей выражается в стремлении нарушить установленный порядок, создать ситуацию неразберихи, устраивать драки, кусаться, плеваться, ругаться и т. п. Дети с таким трудным поведением не подчиняются родителям и педагогам, преднамеренно беспокоя их, как это нетрудно видеть во время школьных занятий. Желая показать свою независимость, они ведут себя неприлично, явно демонстрируя свое непочтение к взрослым. Агрессивность ребенка в ходе его роста и развития – явление неизбежное.
Стремясь приспособиться к социальной среде, дети часто ведут себя агрессивно. Это характерный способ адаптации в период с 2 до 4 лет, где сотрудничество выступает в тесной взаимосвязи с соперничеством. Существует целый класс агрессивных игр, в ходе которых имеет место соперничество, создание образов различных видов «общих врагов». Когда ребенок приобретает способность в составе группы, совместно с другими, выступать против общих противников, то считается, что он сделал еще один шаг в сторону социально-психологической зрелости.
Агрессивность, таким образом, нужна человеку для социальной адаптации. Однако чрезмерный эгоизм, активная форма которого выражается как крайняя враждебность и агрессивность, приводит уже к плохой адаптации личности. Взаимная дезадаптивная агрессивность детей выражается не только в физических действиях, но и вербально, в частности – в отрицательных словесных оценках.
У детей наблюдаются почти все разновидности агрессии. Но в первые годы жизни, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, у них преобладает физическая агрессия, что бросается в глаза у экстравертированных, сангвинических типов.
Детская агрессия может оставаться в рамках нормы и выражаться как естественная и нормальная реакция на агрессогенные воздействия. Но в определенных условиях агрессивность детей может стать патологической, садистической: дети способны наслаждаться своими агрессивными действиями, восприятием страданий своих жертв – животных, других детей. Садизм может сочетаться с мазохизмом и у части детей образовать садомазохистический комплекс, явление, которое в этой книге будет исследоваться нами отдельно и подробно. Патологическая агрессивность может стать частью психопатии. Исследование агрессивных психопатов – важная задача, которой занимаются в основном психиатры и психотерапевты.
Патологическая агрессивность выражается в разнообразных формах, которые можно наблюдать в поведении «трудных» детей, хулиганов и психопатов. Негативность и мятежность – это уже пограничные с патологией формы выражения агрессивности. «Негативисты» полностью отвергают неприятную для них реальность.
Такой вид агрессивности также выражается в телесных симптомах. Здесь действуют психосоматические связи, которые выражаются в общей напряженности, в болях в желудке, в суставных болях и т. п. Психосоматические последствия агрессивности детей и взрослых – очень важная область исследования.
Еще одно доказательство наследственного характера агрессивности детей – это то, что им нравятся собственные спонтанные агрессивные действия, а также агрессивные сцены, свидетелями которых они оказываются. Дети 1-3 лет, играя вместе, бьют друг друга, кусаются, таскают за волосы, ломают игрушки и почти никакого внимания не обращают на страдания других. Это необходимо отметить, поскольку есть основания для предположения, что эмпатия тоже имеет свои наследственные предпосылки. Наследуются предпосылки как агрессии, так и эмпатии, поскольку и та, и другая необходимы для сохранения индивида и того вида, которому он принадлежит.
Все дети, по-видимому, проходят этапы развития, когда у них преобладает агрессивность, стремление к деструктивности. Малыши ломают игрушки и все то, что можно ломать. Их интересуют, и то не всегда, только конечные результаты своих действий, причем сдерживающим их интенсивную агрессивность фактором является лишь понимание того, что с помощью полностью разрушенных игрушек играть невозможно. Между тем желание, стремление играть – также наследственно обусловленная тенденция, удовлетворение которой необходимо для нормального психического развития.
Наблюдения показывают, что во всех тех случаях, когда ребенок знает, что взамен разбитых игрушек родители купят новые, он охотно продолжает свою разрушительную активность, поскольку вышеназванный сдерживающий фактор у него уже не действует с достаточной эффективностью. Отсюда следуют важные педагогические выводы.
Приобретение морали и самосознания – длительный процесс. Способность к самоконтролю развивается медленно. Поэтому чем сильнее и подвижнее становится ребенок, тем больше он должен быть под контролем взрослых, чтобы не смог наносить вред маленьким и более слабым. Дети, конечно, взаимодействуют, но правильнее было бы сказать, что они находятся в состоянии перманентной войны друг с другом.
Описанные выше вредные действия детей являются подлинными актами агрессии, поскольку имеют своей целью причинение вреда другому и в значительной мере осознаются. Они являются также свидетельством того, что у ребенка к 3-4 годам уже происходят весьма сложные психические процессы.
Если ребенок со злостью ломает предметы, это означает, по крайней мере, две вещи:
-
он начинает усваивать важную для себя разновидность агрессии – вандализм;
-
у него, по всей вероятности, начал функционировать механизм переноса агрессии с одного объекта на другой.
Данный процесс включает замену объекта агрессии, так называемую субституцию. Отсюда видно, что «агрессивная жизнь» уже 3-4-летнего ребенка весьма сложна и разнообразна.
Условия и причины агрессивности детей
Условий и причин агрессивности детей – целая группа. Полезно вкратце ознакомиться с ними. Общими условиями развития агрессивности детей, их жестокости являются неблагоприятные семейные условия. Это, во-первых, ситуации неполной семьи, в которой отсутствует один из родителей, чаще всего – отец. Современные исследования показывают, что большинство будущих насильников растут в неполных семьях. Во-вторых, развитию агрессивности детей способствуют также те семьи, члены которых отчуждены друг от друга. Это означает, что существуют конфликты между родителями, они не интересуются жизнью и заботами детей, авторитарны, жестоки, часто наказывают детей с применением физических методов воздействия. У агрессивного ребенка медленно развивается способность к эмпатии, что создает предпосылки для развития жестокости и способности к насилию.
У таких детей задерживается моральное развитие.
Однако некоторые факторы, способствующие развитию детской агрессивности, требуют специального рассмотрения.
Как и всякое другое психическое явление и форма поведения, агрессия имеет свои наследственные корни. Говоря о биологических основах агрессии, стоит отметить (напомнить), что существуют мозговые центры агрессивного поведения. Они обнаружены как у животных, так и у детей.
С наследственностью связано то, что между мужчинами и женщинами существуют различия по уровню агрессивности, которые обусловлены, конечно, не только наследственностью, но и специфичностью процесса социализации, различиями их социальных ролей. Наследственные и социальные факторы, взаимодействуя, приводят к тому, что уже в годы детства между девочками и мальчиками наблюдаются отличия по уровню и формам агрессивности. А в наследственно-патологических случаях индивид может стать чрезмерно агрессивным. Это утверждение особенно справедливо относительно детей: всякое лишение и создание у детей состояния психофизиологического напряжения вызывают у них агрессивность, причем, и это можно сказать без преувеличения, со дня рождения.
Можно, как это делает Алан Фромм, подразделять все фрустрации детей на два типа.
Первый тип обусловлен тем, что маленькие дети еще слабы и не обладают необходимыми для адаптации навыками и способностями. Вследствие этого они неизбежно оказываются в зависимости от других членов семьи. Отказ удовлетворить их потребности, а тем более психологическое отвержение детей – очень серьезная для них фрустрация. Надо оказать помощь ребенку, когда он в этом нуждается, но не навязывать такую помощь тогда, когда она ему не нужна, поскольку этим путем мы можем ограничить его свободу и тем самым фрустрировать его.
Второй тип фрустрации, переживаемой детьми, имеет место тогда, когда взрослые, обучая их новым привычкам, заставляют делать быстрый прогресс, на который они еще не способны, не подготовлены своим предыдущим развитием. Делая в этом направлении неудачные попытки, дети неизбежно будут фрустрироваться: у них в подобных ситуациях возникает представление, что они не могут быть самостоятельными. Поэтому детей рекомендуется учить навыкам хождения, пользования туалетом, использованию различных предметов не спеша. «Медленно спеши!» – этот призыв полезен не только взрослым, но и детям. Если ребенку надо, он сам обратится за помощью к родителю.
В процессе развития детей фрустрации переживаются в самых разнообразных формах. Так, равнодушие родителей к ребенку, а тем более презрительное, высокомерное их отношение – один из основных фрустраторов, вызывающих гнев и агрессивные действия.
Общеизвестна следующая типичная ситуация, описываемая многими детскими психологами: в семье рождается новый ребенок и целиком поглощает внимание родителей. Старший ребенок, для которого у родителей остается все меньше и меньше времени, чувствует себя покинутым, лишенным внимания и ласки самых близких людей в мире – матери и отца. И вот с целью привлечения к себе их внимания он начинает совершать агрессивные, вообще возбраняемые в семье действия. В таких случаях опасно то, что причиной своих страданий ребенок считает беспомощного малыша и способен совершить по отношению к новорожденному агрессивные действия.
Агрессивность может выражаться в виде критических замечаний, например утверждения, что братишка или сестричка некрасивы, никому не нужны, зря появились здесь и т. п. Но не исключается и физическая агрессия. Бывают случаи нападения и нанесения физических увечий новорожденным. Старшие дети не скрывают своего недовольства появлением в семье нового ребенка, особенно если не боятся родителей. Так, пятилетний мальчик говорит своей матери: «Зачем родился этот братишка? Было бы лучше, если бы его не было». В таких случаях родители должны быть крайне внимательны, так как агрессивный ребенок может попытаться осуществить свои намерения «по ликвидации» соперника или соперницы.
В семье наиболее агрессивны нелюбимые дети. Они всегда недовольны, переживают стресс и вследствие этого всегда склонны к агрессивной разрядке. В определенном смысле это самозащитная агрессия: нападая на других, ребенок психологически защищает себя. Тут у детей подспудно формируется известная логика действий, часто выражаемая у взрослых словами: «Нападение – лучшая защита». Ясно, что эта логика не всегда справедлива. Но она – хороший пример того, что можно назвать психологикой.
Почему отсутствие любви к ребенку вызывает его агрессию? Ответ на данный вопрос можно вывести из разработанной нами теории эмпатии, в которой подобные формы поведения психологически обосновываются с помощью следующих утверждений:
-
эмоциональность заразительна и передается от одного партнера по общению к другому, в нем тоже порождая почти одинаковые эмоции; правда, разность в эмоциональном опыте порождает различия;
-
эмоциональное состояние воспринимается путем непосредственного контакта;
-
имеет место определенное понимание состояния другого: даже при общении с ребенком когнитивные факторы играют существенную роль.
Пусть сдержанно, но родители должны демонстрировать свою любовь, иначе ребенку придется в агрессивных формах требовать их любви. Доброта и любовь смягчают агрессивность фрустрированных людей; родительская любовь – лучшее лекарство от сверхагрессивности. Правда, вряд ли полезна другая крайность – чрезмерная выраженность, экспрессивность любви.
Социально-психологическая изоляция чревата тяжкими последствиями для людей всех возрастных групп, но особенно опасна в первые годы жизни. Она может принимать различные формы, причем ребенок может быть в ситуации психологической изоляции даже тогда, когда рядом с ним много взрослых и детей. Когда, например, ребенок живет в семье, но его мать агрессивна, невротична, всегда спешит и подвергает его физическим наказаниям, ребенок, по существу, эмоционально изолирован.
В социально-психологическом отношении в изоляции находятся дети без родителей, живущие в государственных учреждениях, где даже интенсивное общение с нянями и наставниками не может компенсировать отсутствие матери и отца.
Как показали психологические исследования, для здорового развития и созревания личности необходимо, чтобы ребенок получал в детстве физические ласки от матери или от той женщины, которая ее заменяет. Когда этого нет, возникают нарушения эмпатии, склонность к насилию, неспособность любить настоящей, неэгоистической любовью. Сходные результаты получены в исследованиях М. и Г. Харлоу, Дж. Боулби, Р. Спица и других авторов.
Интересно также исследовать людей, которые утверждают, что любви нет вообще или хотя бы между представителями двух полов.
Конфликт между родителями и в результате общая неблагоприятная ситуация в семье – следующая по важности причина фрустрации и агрессивности детей. Когда подобные конфликты повторяются и становятся систематическими, ребенок переживает хроническую фрустрацию. Дети из таких семей становятся злыми и завистливыми по отношению к другим детям, живущим в благоприятных семейных условиях. Психология детей из конфликтных семей – большая комплексная проблема, представляющая непосредственный интерес и для психологии человеческой агрессивности.
Интересные мысли по этому вопросу высказал Эрик Эриксон. Он считал, что нередко в семье взаимная нормальная регуляция поведения ее членов нарушается, вследствие чего каждый из них находит заменяющие области автономии и контроля, в которых участие остальных членов семьи исключено. Для родителей – это социальная активность вне семьи, для детей – собственное тело. Поэтому в семьях с нарушенными взаимоотношениями у детей наблюдается усиление автоэротизма, компенсирующего потерянную взаимность. Однако с виду автономные автоэротические действия, приносящие удовлетворение, сопровождаются враждебными фантазиями, рисующими картины контроля над другими, причем преимущественно подчеркиваются садистические или мазохистические темы. Такая враждебная направленность против себя или других превращает соответствующий орган в орудие агрессии. До этого, считает Э. Эриксон, орган имеет наивную, довраждебную функцию приближения к вещам, поиска взаимоотношений с объектами. Это то, что адгрессион означает до превращения в агрессию.
Поэтому родители должны развиваться вместе с детьми. Не только родители контролируют поведение детей: дети, в свою очередь, оказывают контролирующее влияние на своих родителей. Происходит взаимное воспитание.
Иногда агрессивными становятся единственные дети. Возникает вопрос: какие факторы их фрустрируют, каковы причины агрессивности единственного в семье ребенка, который совсем не лишен внимания и любви родителей?
Как ни удивительно, делает такого ребенка агрессивным именно чрезмерное внимание родителей. Это избалованные дети, которых не наказывают, когда они ведут себя агрессивно. Такие дети свою безнаказанность и ненаказуемость часто воспринимают как поощрение и постепенно становятся все более и более агрессивными. Не говоря уже о том, что есть родители, которые прямо поощряют агрессивное поведение своих детей. За примерами, как говорится, далеко ходить не приходится: ребенок подрался с другим ребенком из своего двора, беспощадно избил младшего, а его родитель не только не наказывает его, а поощряет словами: «Молодец! Вот какой храбрый у меня мальчик!» Но ведь в таких случаях вполне возможно, что агрессия ребенка вовсе не была защитной. Он сам мог быть первым нападающим, агрессором, который без переживания фрустрации подверг другого насилию. Поощрение такой наступательной, незащитной агрессии чревато серьезными отрицательными последствиями для самого агрессивного ребенка. Ведь он может получить отпор и страдать сам, не говоря уже о формировании у него агрессивного характера.
Еще одна причина агрессивности ребенка в семье следующая: у него имеются братья и сестры, но он не пользуется авторитетом в их микросреде. Это социально-психологическая депривация, лишенность очень важных социальных ценностей. Не зная лучших путей, он стремится с помощью агрессивных действий мстить другим и улучшить ситуацию своей жизни. Но такое поведение обычно приводит к противоположным результатам, ухудшая ситуацию жизни ребенка. В частности, социометрический статус таких детей в данной микросреде становится еще ниже. Стремясь занять в ней достойное место, ребенок не находит других средств, кроме агрессии. Если за такое поведение его активность еще больше подавляется, то соответственно еще больше усиливается его агрессивность: он может иметь вспышки гнева, стать беспокойным и невротичным, потерять самообладание и т. п.
Когда родители под угрозой наказания подавляют агрессию такого ребенка, он из-за страха может с виду стать тихим, «хорошим». Но парадокс состоит в том, что страх делает ребенка еще более агрессивным. Чувствуя себя слабым перед родителями, он направляет свою агрессию против слабых. В таких случаях психологи говорят, что агрессивный ребенок нашел для себя козла отпущения. Это выражение, как известно, возникло в древней Иудее: главный раввин перед собравшимся народом перекладывал грехи людей на козла, которого затем гнали в дикие места, чтобы он погиб. Считалось, что таким образом животное берет на себя эти грехи и очищает от них людей. Конечно, это трусливая форма поведения, исходящая из определенных моральных представлений. Не имея моральной смелости брать на себя ответственность за собственные грехи, что способствовало бы самосовершенствованию, люди подвергали агрессии невинное животное.
В качестве фрустраторов для детей нередко выступают учителя.
Здесь ограничимся примером, воочию показывающим отношение многих детей к школе и учителям. Многие годы назад в одной из российских газет был опубликован коротенький фельетон Ю. Кузнецова под названием «Ну, образование, погоди...». Для нас интересно его начало: «Одному шведскому мальчику отец как-то рассказал о заметке в газете, где сообщалось, что на какого-то школьного учителя, проводившего отпуск в лесах на севере, напал лось. Зверь яростно и долго преследовал работника образования, пуская в ход рога и, соответственно, копыта. Сын слушал обо всем этом с напряженным вниманием и только спросил: “А как лось узнал, что это учитель?”».
Кажется, ясно: ребенок обрадовался, что лось узнал главного фрустратора школьников и наказал его.
- Аллергия
- Ангиология
- Болезни глаз
- Венерология
- Гастроэнтерология
- Гинекология
- Дерматология
- Здоровое питание
- Инфекционные болезни
- Кардиология
- Косметология
- Лекарства
- Лекарственные растения
- ЛОР-заболевания
- Мужское здоровье
- Неврология
- Неотложная помощь
- Новости
- Онкология
- Ортопедия
- Паразитология
- Педиатрия
- Пульмонология
- Расшифровка анализов
- Симптомы
- Системные заболевания
- Стоматология
- Травматология
- Урология
- Хирургия
- Эндокринология
- Нужно знать
- Еда
- Профессиональные заболевания
Комментарии