Авторитарная агрессия
Прочие
Авторитарная агрессия

Авторитарная агрессия: особенности, описание

 

 

В авторитарном характере, как показали Э. Фромм, авторитарной личности группа исследователей под формальным руководством Г. Адорно, Курт Левин с сотрудниками и другие психологи, явно выступают некоторые черты или, как нередко говорят психологи, «измерения». Этот и противоположный – демократический – тип личности интенсивно исследуются начиная с 1930-х годов, и работа в этой области продолжается. Весьма плодотворно над проблемой авторитаризма в последние десятилетия работает Боб Альтмейер.

 

Приведем краткое описание основных черт характера авторитарной личности:

  • Амбивалентная установка по отношению к власти.

Для типичной авторитарной личности в мире есть только властители и подчиненные, то есть лишенные власти люди. Все взаимоотношения людей измеряются ими силой или слабостью; есть только вожди или последователи, все остальные отношения второстепенны. Когда авторитарных людей спрашивают, кто из великих людей им больше нравится, они называют властелинов и завоевателей, перед которыми благоговеют. Один из талантливых исследователей калифорнийской группы Эльза Френкель-Брунсвик говорила о подобных людях, что у них есть «комплекс власти». Власть над другими людьми приносит авторитарным личностям большое удовольствие. Когда таких людей спрашивают о том, какие возможности, по их мнению, откроют перед ними большие деньги, если бы они у них имелись, они отвечают: жить в лучшей части города, познакомиться с высокопоставленными людьми, подниматься на более высокую ступень социальной лестницы. Когда спрашивают о самом большом переживании в жизни, такие люди отвечают: когда пожали руку президента или вождя. Идентификация с лидерами более высокого ранга – одна из характерных черт авторитарной личности. Еще Зигмунд Фрейд указал на то, что жалкий и измученный от долгов римский плебей вместе с этим считал себя римлянином, играя свою роль в завоевании других стран, порабощении народов и выполняя предписания законов своей страны. Эксплуатируемые, несмотря на свою враждебность к господствующим группам, интроецируют их идеалы и помогают осуществлять их. Власть вызывает их восхищение и покорность просто потому, что это власть.

Авторитарная агрессия1

 

  • Конвенциональностъ.

Авторитарная личность ориентируется на конвенциональные ценности и автоматически приспосабливается к ним, тем самым ограничивая спонтанность своей жизнедеятельности. Настоящие ценности отодвигаются на второй план. В поведении таких людей значительное место занимают стереотипы. Когда авторитарного индивида спрашивают о том, какими людьми являются его отец и мать, он дает конвенциональные и хвалебные описания, в основном поверхностные: он чудесный человек, ему столько-то лет, у него внешность такая-то и т. п. Склонная к конвенциональности личность фактически отказывается быть самой собой и принимает тот тип личности, который ему навязывается своей социальной средой. Как показал Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы», у таких людей разлад между «Я» и внешним миром исчезает, благодаря чему они освобождаются от осознаваемого страха перед одиночеством и чувства бессилия перед миром.

  • Жажда манипулировать «людьми-вещами».

Авторитарный человек стремится манипулировать людьми так, как будто они – неодушевленные предметы. Он не знает подлинных человеческих отношений. Это манипуляторные типы личностей. Нет у такого человека настоящих партнерских отношений с людьми. В его уме все люди расположены по признаку обладания властью или лишенности этой высочайшей ценности. Под влиянием такого подхода все его межличностные отношения деформируются. Люди представляются вещами, которыми также можно манипулировать. Индивиды данного типа не знают, что такое настоящая дружба, не говоря уже о любви.

Авторитарная агрессия2

 

Эти качества основываются на более глубинном дефективном свойстве личности: у авторитарных людей способность к сопереживанию остается на очень низком, почти зачаточном уровне развития. Но ведь эмпатия есть способность эмоционально сопереживать с другим человеком, чувствовать его счастье или страдания, суметь встать на его точку зрения, принимать и понимать его роль в данной ситуации, смотреть на вещи и социальные отношения «его глазами». Эмпатия – психологическая основа нравственности, и если она у человека слабо развита, он не может быть подлинно нравственным человеком. Он будет бесчувственным и жестоким, как мы это видим у авторитарных индивидов. Они оценивают людей по их полезности для себя, эффективности в работе. У авторитарных людей, особенно когда они являются руководителями организаций, развивается острый взгляд, «нюх», интуиция на функциональную ценность индивидов и групп, но при этом игнорируются подлинно человеческие качества. Происходит так называемая скотомизация человеческого и личностного.

  • Вера в судьбу.

Авторитарные личности отличаются ясно выраженной верой в судьбу. Они фаталисты. Они верят, что в жизни людей, сообществ и государств решающую роль играет Провидение. Типичным в этом отношении было мышление и мировосприятие Адольфа Гитлера, верившего в безграничную власть судьбы, которая, как ему казалось, стремится к своим целям с помощью таких, призванных властвовать, людей, каким был он сам. Весь мир, люди и вещи, представлялись этому человеку механизмами, включенными в предопределенное течение исторического процесса.

  • Этоноцентризм.

Авторитарная агрессия3

 

Этноцентризм – следующая характерная черта авторитарных людей. Они некритически идентифицируют себя с собственной группой, перенимают и защищают ее ценности и чувства. Критика группы, в частности – своего этноса, запрещена, и вся агрессивность, вызываемая множеством фрустраций, переносится на чужие группы. С помощью механизма идентификации с группой агрессивность подгрупп интеллектуалов, артистов, пролетариев, безработных и различных девиантных групп направляется против инакомыслящих. Этноцентризм личности в первую очередь проявляется в словах, употребляемых при обсуждении межличностных, межэтнических и международных отношений. «Мы – лучший народ в мире» – вот обобщенное выражение этноцентризма в словах. Люди, которые всячески обостряют отношения между арийцами и не арийцами, христианами и евреями или мусульманами, протестантами и католиками, белыми и чернокожими, безусловно, являются этноцентричными людьми. В результате деятельности таких людей целые социальные и этнические группы, даже государства, оказываются в изоляции или враждебных отношениях с соседями.

  • Отсутствие творческих способностей.

Авторитарные люди обычно лишены творческих способностей: все творческое лежит вне границ способности и переживаний авторитарной личности. Жизнь авторитарных людей в наибольшей степени приближается к бихевиористской схеме «стимул – реакция». Они редко откладывают свои реактивные действия, чтобы размышлять: у них почти нет периода латентного созревания решений, мыслей и действий. Для более тщательного восприятия и осмысления событий и людей у авторитарного человека нет ни времени, ни желания. Но там, где нет восприятия и синтеза с прошлым опытом, нет места и для творчества.

Что же касается одной из основных черт авторитарной личности – ее авторитарной агрессивности, то о ней следует говорить более подробно.

Авторитарная агрессия4

 

Авторитарная агрессия

Чем отличается авторитарная агрессия от других, уже известных нам, разновидностей агрессии?

Если обобщить результаты исследований, станет возможным указать на следующие две основные специфические особенности этой разновидности агрессивности и агрессии.

Это агрессия личности с авторитарным характером, то есть эта черта входит в комплекс авторитарного характера. Подобная агрессия применяется к подчиненным и вообще к людям с более низким социальным статусом, чем тот статус, который есть у самого агрессора. Например, агрессия представителя доминирующего этноса по отношению к представителям этнических меньшинств, когда его агрессия обусловлена именно этническими чертами и расовыми различиями – это типично авторитарная агрессия.

Это агрессия человека, который действует так по требованию авторитетных для него индивидов или групп, например представителей официальной власти. Причем сам этот человек может иметь авторитарный характер, а может и не иметь. Правда, данную форму агрессии с готовностью применяют именно люди с авторитарным характером, независимо от высоты занимаемого ими в группе или организации статуса.

Если руководители требуют, то таким людям другого обоснования необходимости агрессивных действий уже не нужно: они могут превратить в жертву своих агрессивных действий даже самого невинного человека. «Так положено», «Начальство требует» и т. п. – вот их типичная психо-логика. Это характерные изречения, с помощью которых люди регулируют свое авторитарное подчинение и объясняют его. Подобное подчинение – признак психологической готовности к новой авторитарной агрессии.

Примеров авторитарной агрессии в истории человечества, да и в наши дни – великое множество. Пилат и Христос, развязка их кратковременных отношений – типичный пример авторитарной агрессии правителя. Пилат убедился, что Иисус ни в чем не виновен. Он хотел отпустить его на свободу, а это значит, что у него не было враждебности, тем более – ненависти к странному на его взгляд проповеднику. И все же он решил принести его в жертву. Почему? Перед нами убедительный случай авторитарной агрессии, поскольку он хотел этим действием угодить Цезарю. Он предвосхитил в своем воображении отрицательную реакцию правителя в том случае, если Христос останется жить и проповедовать свое учение, да еще провозглашая себя царем Иудеи! И толпа тоже проявила жестокость: она освободила настоящего преступника Барабу и осудила на смерть, по существу, невинного человека. Это уже групповая авторитарная агрессия, которая, по всей вероятности, основывается на положительной идентификации с преступником и отрицательном отношении к честному человеку, проповедующему чуждые и высокие моральные принципы и образ жизни.

Авторитарная агрессия5

 

Авторитарные личности, как показали Л. Берковиц и Д. Холмс, несколько более агрессивны, чем неавторитарные. Одной из причин этого различия, такой повышенной агрессивности, является склонность людей приписать другим отрицательные качества, «негативные стимульные качества», как говорят бихевиористы, и реагировать на результаты собственной атрибуции качеств, вместо того чтобы реально общаться и получить достоверное представление о партнере. Это противоречит точке зрения, согласно которой в составе группы, под воздействием механизма социального контроля, агрессивные импульсы человека смягчаются. Стереотипные представления о других возникают в результате той враждебности, которая возникает по отношению к вызвавшему страх объекту.

Карл Макал, оспаривая эту точку зрения, писал: «Я сомневаюсь, чтобы авторитарные люди были более агрессивными, чем неавторитарные, но я полагаю, что лидер может быть более агрессивным, чем менее доминантный член социальной группы. И его, может быть, выбрали именно для этой цели». Здесь Макал почти предвидел некоторые результаты будущих исследований Б. Альпмейера, который с помощью эмпирических исследований показал, что неавторитарные люди также агрессивны, но по-другому, по иным причинам и в других условиях.

Пытаясь выяснить истоки авторитарной агрессии, исследователи калифорнийской группы обратились к психоанализу, к теории личности З. Фрейда. Поэтому истоки черт характера авторитарной личности они начали искать в ее детстве. Оказалось, что авторитарная личность во взрослом состоянии обожает, обоготворяет своего отца, тогда как в детстве отец вызывал в ней больше страха, чем любви. Родитель прибегал к физическим наказаниям и тем самим сильно фрустрировал мальчика.

Взрослая авторитарная личность всем своим поведением и образом мыслей отрицает то, что думала, чувствовала и делала в детские годы в отношениях с отцом. Предполагается, что ненависть к отцу подсознательно продолжает свою активную работу, но ее вторжение в сферу сознания и поведения сдерживают такие защитные механизмы, как отрицание реальности и образование противоположной установки.

Факты сохранения подсознательной враждебности к отцу доказываются тем, что такая агрессивность легко находит себе жертв, козлов отпущения, в лице представителей национальных меньшинств и других «нежелательных элементов».

Можно сказать, что у авторитарных людей имеется большой заряд свободно плавающего гнева, а не только «связанной» враждебности, направленной на отца. Этот свободный гнев все время как бы находится в поисках жертв, он ищет объектов для своего применения. Было бы ошибочно думать, будто агрессивность, как реакция на фрустратора-отца и на другие авторитеты, в течение всей жизни остается связанной с конкретными лицами. Даже простые эмпирические наблюдения показывают наличие у таких людей не только связанной, но и диффузной, свободной и поэтому более опасной агрессивности.

У авторитарной личности отношение к отцу и авторитетным лицам вообще амбивалентно: ненависть плюс любовь, страх плюс обожание. Только с учетом этой внутренней противоречивости можно правильно понять поведение и жизненные устремления такого человека.

Авторитарная агрессия6

 

И агрессия и  авторитарное лидерство, которое в целом понятно: оно есть применение к подчиненным авторитарного стиля правления.

Но, как оказывается, в роли подчиненного, как и в роли лидера, люди ведут себя неодинаково. В частности, человек с демократическим характером подчиняется вышестоящему или вообще авторитетному для себя человеку не так, как индивид с авторитарным характером. Есть, следовательно, демократический стиль подчинения, есть также противоположный – авторитарный стиль подчинения, или, покороче, авторитарное подчинение.

Авторитарное подчинение – это подчинение беспрекословное, конформистское. Авторитарный подчиненный полагает, что приказ или указание начальства – закон для подчиненных. Приказ начальника не обсуждается, он может только выполняться. Если есть приказ, авторитарный подчиненный уже чувствует себя свободным от ответственности за свои действия и их последствия. Такой человек может быть агрессивен, даже готов совершить преступление, ссылаясь на то, что он – подчиненный, «маленький человек», солдат партии или армии, «винтик», лишенный права на самостоятельность. Все помнят историю фашизма и сталинизма, те чудовищные преступления, которые были совершены многочисленными анонимными или известными палачами и «стукачами» по приказу вышестоящих начальников.

В условиях авторитарного правления агрессивность многих усиливается и, распространяясь, превращается в общую озлобленность, даже в свободно плавающий гнев. И получается, что такое усиление может иметь место без дополнительной фрустрации, просто в результате того, что люди подчиняются авторитету. Подчинение авторитету в несравнимо большей степени усиливает агрессию людей, чем даже фрустрация. Это очень четко было показано в знаменитых опытах известного американского социального психолога Стэнли Милграма. Опыты Милграма ясно показали, каким образом даже в условиях эксперимента проявляются авторитарная агрессивность и авторитарное подчинение людей.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх