Влияние бедности на ребенка. Последствия.
Каждая семья, а поэтому и каждый ребенок, включены в ряд перекрывающих друг друга контекстов, каждый из которых влияет на способ взаимодействия в семье и на все другие части системы. Эти контексты включают общее экономическое положение семьи, этническую группу, к которой принадлежит семья, и более широкую культуру, в которой все это находится. В настоящий период, возможно, психологи также должны думать о глобальной культуре, поскольку глобальное состояние рыночной экономики влияет на рабочие вакансии и уровень жизни в отдельных странах. Но пока исследователи еще не готовы приступить к охвату этого уровня сложности.
Каждое общество состоит из социальных слоев, обычно называемых социальными классами. Каждый слой имеет различный статус, различную степень доступа к власти, товарам и услугам. В западном обществе социальный класс данной семьи чаще всего определяется в терминах дохода и образования взрослых в этой семье. В Соединенных Штатах обычно выделяют четыре социальных класса:
-
высший;
-
средний;
-
рабочий;
-
семьи, живущие на уровне бедности.
Члены каждого социального слоя стремятся разделять определенные ценности или стили взаимодействия, причем самые большие различия обнаружены между семьями, живущими в бедности, и семьями высшего социального класса. Очевидно, что дети, живущие в бедности, находятся в очень невыгодном положении, и в разных этнических группах Соединенных Штатов отмечается неравнозначное количество детей, находящихся в бедственном положении.
Существуют немного устаревшие данные относительно показателя детей, которые живут ниже черты бедности в Соединенных Штатах, в 1995 году этот уровень был определен как доход в 15 569 долларов в год или меньше на семью из четырех человек. К счастью, за последние несколько лет процент детей, живущих за чертой бедности, несколько уменьшился. Например, в 1993 году в бедности жили 45,9% афроамериканских детей по сравнению с 41,5% детей, зарегистрированными в 1995 году. Все же в Соединенных Штатах пропорционально больше детей живут в бедности, чем в любой другой индустриальной стране мира. Для сравнения, процент детей, живущих за чертой бедности в Канаде, составляет 9%, в Швеции – 2%.
Также она неодинаково представлена в разных семейных структурах: дети, воспитывающиеся матерью-одиночкой, гораздо чаще живут в бедности, чем дети, воспитывающиеся двумя родителями.
Примерно 60% чернокожих и латиноамериканских детей и 40% белых детей, которые воспитываются матерями-одиночками в Соединенных Штатах, живут в бедности. Многие из этих матерей работают, но низкая заработная плата не может вывести семью из бедности.
Подобные вышеизложенным данные, могут предоставить психологам информацию только о небольшом отрезке времени. Возможно, для детей более важное значение имеет общая история бедности семьи. Проведение такого анализа указывает на еще большее количество недостатков для меньшинства детей. Грэг Дункан отмечает, что две пятых чернокожих детей и только 6% белых детей воспитываются в семьях, которые находятся в бедности в течение первых 5 или 6 лет жизни ребенка. Половина белых детей воспитывается в семьях, которые никогда не были бедными и никогда не жили в кварталах бедноты, тогда как это справедливо только для 5% чернокожих. Таким образом, даже те семьи чернокожих, которые не опускаются ниже уровня бедности на одном жизненном этапе, могут вступить за черту бедности в другой момент или провести какое-то время в квартале бедноты.
Влияние бедности на семью
Один из самых главных недостатков бедности состоит в том, что бедность сокращает возможности родителей. Они могут не получать доступ к пренатальному сопровождению, поэтому их дети чаще всего рождаются с нарушениями. Если мать работает, то она, вероятно, имеет меньше шансов получить доступную помощь. Такие дети проводят больше времени в воспитательных учреждениях невысокого уровня и чаще их меняют. Бедные семьи также живут в маленьких и менее благоустроенных домах, часто в разрушающихся кварталах с высоким уровнем насилия, многие из них часто переезжают, поэтому их дети вынуждены менять школы. Родители не получают адекватной социальной поддержки, а у детей часто отсутствует стабильная группа товарищей. В целом, бедное окружение более хаотично, наполнено стрессами и располагает меньшими психологическими и социальными ресурсами.
Матери и отцы, живущие в Соединенных Штатах в бедности, по-иному взаимодействуют со своими детьми, чем родители из семей рабочего или среднего класса. Бедные родители реже разговаривают с детьми и читают им, реже покупают соответствующие возрасту игрушки, меньше времени проводят с детьми в интеллектуально стимулирующей активности, реже и менее полно отвечают на вопросы; их взаимоотношения с детьми не отличаются теплотой, а в дисциплинарных воздействиях чаще используются жесткость и физические наказания. Родители в бедных семьях чаще отличаются пренебрегающим или авторитарным стилем воспитания и реже авторитетным. Похоже, что некоторые из паттернов поведения родителей становятся реакцией на экстраординарный стресс и специфические требования бедного окружения. Известно, те родители, которые живут в бедности и, тем не менее, имеют достаточную социальную поддержку, гораздо реже жестоко наказывают своих детей или проявляют к ним равнодушие. В некоторой степени более жесткая дисциплина и акцент на послушании, которые наблюдаются у бедных родителей, можно считать естественной реакцией на реальность жизни в очень бедном квартале.
Некоторые различия паттернов воспитания в бедных и состоятельных семьях могут также быть результатом непосредственного моделирования особенностей воспитания по отношению к самим родителям в детстве, другие могут быть следствием игнорирования потребностей детей. Например, бедные родители, получившие относительно хорошее образование, обычно больше разговаривают со своими детьми, они более отзывчивы и стараются обеспечить своих детей большей интеллектуальной стимуляцией, чем такие же бедные родители, но имеющие более низкий уровень образования. Какой бы ни была причина, дети, воспитывающиеся в бедности, находятся в разных физических условиях и взаимоотношения с родителями у них разные.
Неудивительно, что такие дети оказываются разными. Дети из бедного окружения отличаются более высоким уровнем заболеваемости и нарушений. Обычно они также имеют более низкий показатель IQ и медленнее проходят последовательность когнитивного развития. Эти явления были выявлены в ходе исследований, в которых ученые учитывали всевозможные смешанные факторы, например IQ матери и структуру семьи. Эти дети приходят в школу менее подготовленными, и поэтому их успеваемость ниже на протяжении всех лет обучения в школе. Они в 2 раза чаще, чем дети из состоятельных семей, остаются на второй год и реже поступают в колледж. Во взрослом возрасте они чаще живут в бедности, тем самым продолжая цикл развития в другом поколении. Все эти последствия более выражены у тех детей, которые живут в бедности в младенчестве и раннем детстве, и у тех, кто прожил в бедности долгое время по сравнению с детьми, которые получили смешанный опыт проживания и в бедности, и в более благополучных условиях.
Дункан собирал информацию о доходе семьи на крупной выборке семей за годы от рождения ребенка до 5 лет. Он рассматривал показатель IQ ребенка в возрасте 5 лет как функцию от количества лет, проведенных в бедности. Рисунок сравнивает IQ каждого ребенка с показателем IQ детей, которые никогда не жили в бедности. Очевидно, что постоянная бедность имеет более негативное воздействие, чем временная бедность, и оба указанных варианта хуже, чем полное отсутствие бедности. В ходе анализа данных Дункан учитывал образование матери и структуру семьи, поэтому данные различия кажутся реальными последствиями бедности.
Особый случай: кварталы городской бедноты. Все эти последствия бедности, возможно, гораздо хуже для детей, воспитывающихся в городских кварталах, охваченных бедностью, большую часть которых населяют афроамериканцы, латиноамериканцы и представители других национальных меньшинств. Они сталкиваются с уличными бандами, уличным насилием и наркоторговлей; квартиры в таких кварталах перенаселены, а дети подвержены высокому риску злоупотреблений. Целые районы напоминают зоны военных конфликтов.
В Соединенных Штатах почти 13 миллионов детей живут в условиях городской бедности. Более 1,5 миллионов детей живут в кварталах городской бедноты, причем в некоторых из них отмечается самый высокий уровень преступности по стране. Изучение ряда крупных городов показывает, что:
-
почти половина учащихся начальных и старших классов, живущих в бедных кварталах, за последний год стали свидетелями, по крайней мере, одного преступления с насилием;
-
почти все слышали выстрелы оружия, видели, как избивают человека или торгуют наркотиками;
-
к 15-летнему возрасту 30% детей видели убийство человека.
Ношение оружия распространено в школе, а также на улицах. По данным национального обзора 2003 года Центра контроля заболеваний, 22,1% учащихся старших классов сообщили, что они носили оружие в течение некоторого времени последние 30 дней; 7,9% детей носили пистолет. Психолог Джеймс Гарбарино, который много писал о городской бедноте, указывает, что «эти цифры гораздо больше напоминают опыт детей в зонах военных конфликтов, которые мы посетили в других странах... чем то, что мы должны ожидать от наших детей, живущих в “мире”».
Растущее количество доказательств свидетельствует о том, что влияние проживания в местах концентрации бедноты должно усиливать все негативные последствия бедности в семье. Индивидуальные семейные характеристики остаются самыми важными детерминантами развития ребенка, но когда беден весь квартал, особенно когда местожительство семьи постоянно меняется, мы видим усиление негативного воздействия на детей. Когда всему кварталу не хватает содружества и стабильности, т. е. когда взрослые не сотрудничают в надзоре за детьми и не обеспечивают практическую или эмоциональную поддержку друг другу – последствия еще хуже.
Многие дети, живущие в таких кварталах, демонстрируют все симптомы посттравматического стрессового расстройства, включая нарушения сна, раздражительность, неспособность к концентрации внимания, гневные вспышки и повышенную тревожность. У многих отмечаются «вспышки воспоминаний» или навязчивые воспоминания о травматических событиях. Поскольку эти дети, как правило, лишены многих форм интеллектуальной стимуляции и постоянной поддержки семьи, которая могла бы позволить им быть успешными в школе, у них отмечаются высокий уровень нарушений поведения и академическая неуспеваемость. Менее половины детей городской бедноты заканчивают старшие классы. Как я уже указывала, причины школьных неудач комплексные, но, без сомнения, переживание детьми хронического стресса является одним из наиболее существенных компонентов.
Роль стресса и защитные факторы
Арнольд Самерофф и его коллеги считают, что воздействия различных видов стресса аккумулируются. Ребенок может справиться с одним или двумя, но когда стрессы накапливаются, вероятность, что ребенок будет хорошо развиваться интеллектуально, эмоционально или социально, неуклонно снижается. Для ребенка, растущего в бедности, особенно городской бедности, шансы испытать множественные виды стресса действительно очень высоки.
В то же время исследования устойчивости и уязвимости детей свидетельствуют о том, что определенные качества личности или обстоятельства могут помочь защитить детей от негативного влияния повторяющихся стрессов и потрясений.
- Аллергия
- Ангиология
- Болезни глаз
- Венерология
- Гастроэнтерология
- Гинекология
- Дерматология
- Здоровое питание
- Инфекционные болезни
- Кардиология
- Косметология
- Лекарства
- Лекарственные растения
- ЛОР-заболевания
- Мужское здоровье
- Неврология
- Неотложная помощь
- Новости
- Онкология
- Ортопедия
- Паразитология
- Педиатрия
- Пульмонология
- Расшифровка анализов
- Симптомы
- Системные заболевания
- Стоматология
- Травматология
- Урология
- Хирургия
- Эндокринология
- Нужно знать
- Еда
- Профессиональные заболевания
Комментарии