Психология поведения ребенка
Прочие
Психология поведения ребенка

Психология поведения ребенка. От рождения до 18 месяцев

 

 

Несмотря на то, что новорожденный ребенок обладает замечательными умениями и способностями, все же создается впечатление, что им управляют некие «встроенные» системы, обусловливающие способы, в соответствии с которыми младенец смотрит, слушает, изучает мир и относится к другим.

 

Одним из действительно замечательных фактов, связанных с этими системами управления, является их удивительная направленность к единой цели: вовлечь ребенка и родителей в «танец» взаимодействия и привязанности. Возьмем младенца, которого кормят грудью: он обладает поисковым, сосательным и глотательным рефлексами, необходимыми для регулярного потребления молока. Во время кормления лицо матери находится практически на оптимальном расстоянии от глаз ребенка, что позволяет ему наилучшим образом сфокусировать внимание. Черты лица матери, особенно ее глаза и рот, представляют собой именно те виды визуальной стимуляции, которые ближе всего малышу, младенец проявляет наибольшую чувствительность к диапазону звуков человеческого голоса, особенно на верхних частотах, поэтому высокий и воодушевленный голос, принадлежащий почти всем матерям, легко воспринимается младенцами. Кроме того, выделение в материнском организме гормона, называемого кортизоном, происходящее в период грудного вскармливания, вызывает расслабляющий эффект и делает мать в большей степени восприимчивой к сигналам, посылаемым ребенком. Как взрослый, так и младенец обладают, таким образом, врожденной предрасположенностью к взаимному общению.

Психология поведения ребенка1

 

Видимо, по достижению ребенком возраста примерно 6-8 недель в этих автоматических, рефлекторных реакциях происходят изменения, благодаря которым ребенок начинает демонстрировать более произвольное поведение. Ребенок теперь по-разному смотрит на объекты, явно стараясь определить, что это такое. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает уверенно отличать одно лицо от другого, чаще улыбается, спит всю ночь и вообще становится более отзывчивым существом.

  • Восьмимесячная Лаура уже многое умеет и понимает: она может ползать, в состоянии понять некоторое количество слов и начинает осознавать постоянство объектов. Все эти более или менее одновременные изменения кардинально изменяют целостную систему.

Вследствие этих происходящих с младенцем изменений, а также вследствие того, что на восстановление после родов матери требуется от 6 до 8 недель, в соответствующий период времени мы наблюдаем большие изменения в материнско-младенческих взаимодействиях. Конечно, необходимость в рутинной заботе о ребенке никуда не исчезает, но, по мере того как ребенок начинает проводить больше времени в бодрствующем состоянии, улыбаться и активнее общаться при помощи взглядов, взаимодействия между родителем и ребенком становятся более игривыми и гармоничными.

После изменений данного переходного периода, по-видимому, наступает недолгий период консолидации, длящийся, возможно, 5 или 6 месяцев. Конечно, изменения продолжаются и во время периода консолидации. Особенно быстрыми являются неврологические изменения, так как продолжается развитие моторной и перцептивных зон коры головного мозга. Перцептивные умения ребенка в данный период также претерпевают значительные изменения:

  • ребенок начинает воспринимать глубину объекта;

  • происходит явственный кросс-модальный переход;

  • начинается идентификация паттернов звуков и визуальных образов.

Однако, несмотря на все эти изменения, рассматриваемый возрастной период характеризуется определенным равновесием, которое нарушается серией изменений, происходящих примерно в 7 и 9 месяцев:

  1. ребенок формирует сильную первичную привязанность, за которой, спустя несколько месяцев, следуют тревога при разлуке и страх перед незнакомым человеком;

  2. младенец начинает самостоятельно передвигаться;

  3. общение между младенцем и родителями существенным образом изменяется по мере того, как ребенок начинает использовать осмысленные жесты и понимать отдельные слова;

  4. постоянство объектов скачкообразно переходит на новый уровень, и ребенок теперь понимает, что объекты и люди могут продолжать существовать, даже будучи вне поля зрения.

По меньшей мере, эти перемены основательно изменяют систему взаимодействий родителя и ребенка, требуя установления нового равновесия, новой консолидации, нового уровня взаимодействия.

Психология поведения ребенка2

 

Затем ребенок продолжает постепенно осваивать этот новый набор умений, овладевая некоторым количеством слов, учась ходить и консолидируя базовую привязанность. Это происходит до возраста 18-20 месяцев, когда в речевом и когнитивном развитии ребенка совершается другой мощный скачок, означающий ряд изменений, которые я кратко опишу ниже.

 

Основные процессы

Что обусловливает все эти изменения? Любое перечисление соответствующих причин неизбежно приводит к чрезмерному упрощению.

  • Физическое созревание.

Очевидно, что в течение этих нескольких первых месяцев жизни, прежде всего, и во весь голос заявляют о себе биологические факторы. Действительно, только в период полового созревания, а затем в старости индивид наблюдает работу столь явно выраженного физиологического паттерна. В младенчестве ключевым является врожденно обусловленный рост нервных дендритов и синапсов. Например, резкое изменение поведения, наблюдаемое в 2-месячном возрасте, по-видимому, обусловлено именно такими врожденно обусловленными изменениями, происходящими по мере того, как синапсы коры головного мозга достигают уровня развития, достаточного для более полного контроля над поведением.

Несмотря на важность этой биологически детерминированной программы, она тем не менее зависит хотя бы от минимального наличия «ожидаемой» окружающей среды. Мозг может быть «запрограммированным» на создание определенных синапсов, но данный процесс должен быть запущен соответствующей внешней стимуляцией. Вследствие того что такое «минимально допустимое» окружение является реальностью практически для всех младенцев, они в сущности не различаются в плане перцептивного, моторного и когнитивного развития. Но это не означает, что можно пренебречь фактором окружающей среды.

  • Исследовательская активность ребенка.

Вторым ключевым процессом становится собственная исследовательская активность ребенка, изучающего окружающий мир. Дитя рождается готовым исследовать и учиться на собственном опыте, однако ему все же необходимо усвоить специфические связи между тем, что он видит, и тем, что он слышит, научиться узнавать мамино лицо и лица остальных, начать обращать внимание на звуковые ударения в воспринимаемой речи, обнаружить, что его действия влекут за собой последствия, и т. д.

Можно было бы перевернуть эту гипотезу и возразить, что процесс формирования безопасной привязанности может обусловливать или по крайней мере стимулировать когнитивное развитие ребенка. Например, малыши, обладающие безопасной привязанностью, как выясняется, упорнее продолжают игру и быстрее развивают представление об объекте. Такая связь могла бы существовать, ибо ребенку с безопасной привязанностью просто комфортнее исследовать мир, опираясь на своего надежного взрослого как на безопасную основу. Поэтому такой ребенок приобретает более разнообразный и насыщенный опыт, который может стимулировать более быстрое когнитивное развитие.

Психология поведения ребенка3

 

  • Внутренние рабочие модели.

Кроме того, можно рассмотреть формирование привязанностей как некую категорию, входящую в более широкий процесс создания внутренних рабочих моделей. Сеймор Эпштейн предполагает, что происходящее с младенцем может быть описано не иначе как начало создания им «теории реальности». С точки зрения Эпштейна, такая теория включает в себя по крайней мере 4 элемента:

  • Представление о соотношении удовольствия и боли в нашем мире.

  • Вера в то, что мир является осмысленным – предсказуемым, контролируемым и справедливым.

  • Представление о том, что от других людей может исходить и радость, и угроза.

  • Представление о ценности или бесполезности своего Я.

Согласно Эпштейну и другим авторам, корни этой «теории реальности» произрастают из младенческих переживаний, особенно из опыта общения с родителями и другими человеческими существами. В самом деле, Эпштейн предполагает, что появившиеся в детстве представления о реальности, скорее всего, станут основополагающими, наиболее прочными и в наименьшей степени поддающимися изменениям в дальнейшей жизни. Не все психологи согласились бы с Эпштейном в вопросе о широте младенческой «теории реальности». Однако сегодня практически все они сошлись бы на том, что младенец начинает создавать, по крайней мере, две значительные внутренние модели: себя и взаимоотношений с другими. Модель привязанности достигает наиболее полного развития к 18-24 месяцам. Модель же Я претерпевает множество усложнений в последующие за данным возрастом годы. Известно, что только в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает чувство общей ценности своего Я.

 

Воздействия на базовые процессы

Четыре описанных выше процесса вполне устойчивы. Тем не менее, развитие младенца может быть отклонено от обычной траектории вследствие нескольких типов воздействий.

  • Органическое поражение.

Наиболее очевидным из потенциальных факторов искажения развития является какое-то органическое поражение организма, происходящее либо в результате генетических аномалий, наследственной болезни, либо вследствие тератогенных воздействий в пренатальный период. Однако даже в этом случае происходит взаимодействие природы и воспитания: многим уже известно, что долговременные последствия некоторых повреждений могут быть более или менее серьезными в зависимости от стимулирующей насыщенности и поддерживающей силы окружения, в котором находится развивающийся ребенок.

  • Семейное окружение.

Специфическое семейное окружение, в котором воспитывается ребенок, также влияет на траекторию его развития. На одном конце континуума мы можем видеть положительные эффекты оптимального окружения, включающего в себя разнообразие объектов, которые может исследовать ребенок, по крайней мере, некоторую свободу исследования, предоставленную малышу, и любящих, отзывчивых и сенситивных родителей, которые часто говорят с ребенком и отзываются на его сигналы. Кроме всего прочего, такая обогащенная семейная среда может способствовать развитию и упрочению более совершенных и сложных нервных соединений. С другой стороны, иногда семейное окружение настолько плохое, что выпадает из диапазона «приемлемых» и соответственно не обеспечивает условий для развития ребенка. В эту категорию попали бы серьезное пренебрежение ребенком или жестокое обращение с ним, как и глубокая или продолжительная родительская депрессия или постоянные пертурбации или стрессы в семейной жизни. Между данными крайностями находится множество вариаций семейной обстановки, отличающихся степенью отзывчивости и эмоциональной поддержки. Все это в той или иной степени оказывает влияние на паттерн привязанности ребенка, его мотивацию, содержание Я-концепции, готовность к исследованию окружающего мира и в не меньшей степени на его специфические знания. Последствия таких различий проявляются в ходе дальнейшего развития, когда ребенок встречается с необходимостью адаптации к школе.

Психология поведения ребенка4

 

Влияние, оказываемое на семью. Семья является колыбелью младенца, но сама она представляет собой часть более широкой экономической, социальной и культурной системы, все аспекты которой могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на малыша.

Психология поведения ребенка5

 

Наиболее очевидный пример – влияние бедности или богатства. Эффект среднего экономического статуса родителей может проявиться очень во многих сферах жизненного опыта ребенка. Бедные семьи обладают меньшими возможностями для обеспечения безопасного и надежного окружения ребенка. Дети из таких семей в большей степени подвержены воздействию различных токсинов, например свинца, они реже получают регулярную медицинскую помощь, включая прививки, и не получают достаточного питания. В случае необходимости альтернативного дневного ухода за ребенком родители с низким уровнем доходов не имеют возможности выбрать соответствующее учреждение хорошего уровня и чаще, чем более обеспеченные родители, вынуждены менять место жительства. В совокупности эти различия весьма значительны. Последствия не обнаруживаются сразу же: младенцы, воспитываемые в бедных семьях, не сильно отличаются от младенцев, растущих в более благоприятных условиях. Однако к 2,3 или 4 годам различия становятся более явными.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх