Подготовка ребенка к разводу родителей. Социальная поддержка родителей
Учитывая количество разводов в нашей культуре, многие из тех, кто сейчас читает эту статью, вероятно, столкнется с разводом в то время, когда дети еще будут жить вместе с родителями. В такой ситуации родители не могут устранить все неблагоприятные воздействия этого события на собственных детей, но вот некоторые специфические рекомендации, следуя которым можно смягчить или сократить воздействие.
-
Постарайтесь сократить до минимума количество тех изменений, с которыми ребенку придется справляться. Если это возможно, оставьте детей в той же школе, в том же доме или квартире или в том же самом дневном центре, что и до развода. Этот совет распространяется не только на тот период, который непосредственно следует за разводом, но также и на несколько последующих лет.
-
Если дети постоянно живут с родителями, помогите им поддерживать контакт с тем из родителей, на котором не лежит обязанность по опеке. Крупное исследование Буханан подростков из семей с опытом развода свидетельствует о том, что это особенно важно, если опекун – отец. Если у детей нет возможности поддерживать регулярный контакт с матерью, тогда даже теплые отношения с отцом не могут снизить более высокий уровень эмоциональных нарушений. Если один из родителей не являетесь родителем-опекуном, нужно поддерживать как можно более тесный контакт с собственными детьми, нужно регулярно звонить и встречаться с ними, посещать школьные мероприятия и так далее. Если родитель живет далеко от детей, тогда могут быть важны телефонные звонки и запланированные встречи летом или во время школьных каникул, особенно с более старшими детьми. Чем бы не был занят родитель, нельзя забывать про день рождения ребенка или другие особые даты!
-
Стоит сократить до минимума конфликтные отношения со своим экс-супругом. В первую очередь нужно постараться не ссориться в присутствии детей; решающее значение имеет тот конфликт, который дети переживают, а не тот конфликт, который родители чувствуют. Последствия особенно негативны, когда конфликт пролонгированный, с открытой злобой или насилием или фокусируется на ребенке.
В большинстве исследований по влиянию занятости матерей указывается на нейтральное или незначительно позитивное влияние на детей, по крайней мере, в этой культуре на данном историческом этапе. Девочки работающих матерей более независимы и любят своих матерей больше, чем девочки неработающих матерей. И как мальчики, так и девочки, матери которых работают, имеют более равноправные гендерные представления. Влияние занятости матери на академическую успеваемость детей менее очевидно. Многие исследователи не выявляют каких-либо различий; в некоторых исследованиях показано, что мальчики, матери которых работают полный рабочий день, немного хуже успевают в школе. Одно из современных крупных исследований, охватывающее национальную репрезентативную выборку 24 599 восьмиклассников, отражает очень небольшое негативное влияние занятости матери на оценки по математике и тестовые показатели подростков. Это различие, по-видимому, связано с тем, что работающие матери меньше вовлечены в школьные дела ребенка и реже проверяют выполнение уроков подростком. Если работающие матери находят способы организовать проверку уроков, и вовлечены в школьную деятельность, то их дети успевают в школе так же, как и дети матерей-домохозяек.
-
Что бы родитель ни делал, не стоит использовать ребенка в качестве посредника между супругами и не стоит говорить пренебрежительно о экс-супруге в присутствии ребенка. У тех детей, которые чувствуют, что находятся в середине между двумя родителями, чаще отмечаются различные негативные симптомы, такие как депрессия или поведенческие проблемы.
-
Сохраните поддерживающее окружение и активно используйте его. Поддерживайте контакт с друзьями, ищите людей, находящихся в аналогичной ситуации, посещайте группу поддержки. Любыми возможными способами удовлетворяйте и свои потребности.
-
Рассмотрите возможность организации двойного проживания, в котором ребенок регулярно пребывает в двух домах – еженедельно или ежемесячно. Несмотря на то, что данные скудные и не согласуются друг с другом, несколько исследователей полагают, что подобная организация имеет некоторые преимущества.
Например, крупное исследование Буханан, показывает, что дети при такой совместной опеке отличаются несколько лучшей адаптацией по сравнению с детьми, находящимися под опекой только одного из родителей. Подобная организация проживания ребенка не будет действовать в каждом случае. Конечно, если уровень отторжения между разведенными супругами слишком высок или они живут далеко друг от друга, двойное проживание невозможно. Все же, когда это возможно, подобная организация жизни ребенка кажется оптимальной, поскольку позволяет ребенку поддерживать близкие отношения с обоими родителями. Нелегко следовать этим принципам, находясь в самой середине накала эмоций, вызванных разводом. Но если попытаться это сделать, дети будут страдать меньше.
Влияние занятости матери
Эти данные указывают на то, что не работа матери как таковая продуцирует те или иные последствия, связанные с материнской занятостью, но, скорее, сам факт занятости матери различными способами меняет семейную систему. Например, работа может влиять на представление матери о себе, повышая ее самооценку, улучшая ее моральное состояние, что, в свою очередь, меняет способ ее отношений с остальными членами семьи. Так, женщина, начиная работать, обычно приобретает больше авторитета в супружеских отношениях, в частности потому, что имеет неоспоримую силу благодаря зарплате и возможности чувствовать себя независимо. Ощущение силы или самооценка также влияет на ее взаимоотношения с детьми, особенно с дочерью. Например, Бронфенбреннер обнаружил, что работающие матери дают более позитивное описание своих юных дочерей, чем неработающие матери.
Занятость матери также вносит изменения в повседневные дела и в паттерны взаимодействия просто потому, что она много времени проводит вне дома. Отцы в таких семьях проводят больше времени с детьми, чем отцы, имеющие жену-домохозяйку, активнее участвуют в выполнении домашних обязанностей, хотя все равно работающие матери выполняют вдвое больше домашней работы, чем отцы. Это изменение в распределении труда может оказывать влияние на качество взаимоотношений родителей с детьми, а также изменять ролевую модель, которую каждый из родителей представляет для ребенка.
В конце концов, конечно, когда мать работает, у нее остается меньше времени для непосредственного взаимодействия с детьми, включая проверку домашнего задания. Эти последствия занятости для женщины и ее семьи не являются автоматическими или универсальными. Множество исследований показывает, что больше всего негативных последствий обнаружено среди детей в двух подгруппах:
-
у детей, матери которых предпочитают работать, чтобы не проводить время дома;
-
у детей, чьим матерям не нравится их работа или они работают против своей воли.
Самые позитивные результаты отмечаются тогда, когда мать хочет работать и работает на той работе, которую любит. В таких семьях стиль воспитания со стороны матери чаще всего построен на авторитетности.
Занятость или незанятость отцов
Ранее уже упоминалось о том влиянии, которое может оказать на семью потеря работы отцом, это отчетливо видно на примере семьи Мак-Кензи в которой отец потерял работу и начал пить. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что, когда мужчина теряет работу, это приводит к значительному напряжению в браке, возникает супружеский конфликт и у обоих родителей отмечается больше симптомов депрессии. Результативное воздействие на семейную динамику во многом напоминает ту картину, которая наблюдается в семьях, имеющих опыт развода, или в семьях, столкнувшихся с другими видами стресса: оба родителя становятся менее последовательными в своем поведении по отношению к детям, менее любящими и хуже справляются с надзором за детьми. Дети реагируют на негативные изменения в поведении родителей так же, как и во время развода: они демонстрируют различные симптомы, включая:
-
депрессию;
-
агрессию;
-
делинквентное поведение.
Часто снижается успеваемость в школе. Негативный паттерн может быть смягчен, если неработающий отец получает достаточную эмоциональную поддержку от жены, и обычно исчезает, когда отец снова получает работу, но вся последовательность замечательно иллюстрирует то, как внешнее событие влияет на ребенка через воздействие на взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку.
Качество работы родителей
Исследования, изучающие влияние качества работы родителей, приводят к аналогичному выводу. Современные классические исследования сделаны Мелвином Коном и Карми Шуле, которые обнаружили, что мужчины, работа которых требует более высоких уровней самоуправления и автономии, со временем показывают увеличение интеллектуальной гибкости. Рутинная работа, выполняемая под надзором, напротив, приводит к снижению интеллектуальной гибкости. Работа Кона, а также работы нескольких современных исследователей показывают, что эти различия распространяются на семейную жизнь. Мужчины и женщины, которые работают на рутинной работе, начинают делать больший акцент на послушании своих детей по сравнению с родителями, занятыми более интеллектуальной работой. Этот паттерн был обнаружен как у афроамериканских родителей, так и у евро-американских. Более того, когда мать, которая проводила время дома с детьми, начинает выполнять примитивную работу, домашнее окружение ухудшается, становится менее стимулирующим и поддерживающим, чем до этого; и напротив, если мать начинает работать на интеллектуально сложной работе, это приводит к улучшению качества окружения для ребенка. В том смысле, сложная работа связана с увеличением авторитетности воспитания и с уменьшением авторитарности. Таким образом, характер работы родителей влияет на способ мышления, особенно в отношении авторитетности, и родители распространяют этот способ мышления на взаимоотношения с детьми.
Социальная поддержка родителей
Вторым аспектом жизни родителей, влияющим на семейную микросистему, является качество отношений с окружающими и удовлетворенность той социальной поддержкой, которую они получают в процессе этого общения. Достаточно легко сделать общий вывод: если родители получают адекватную эмоциональную и физическую поддержку – друг от друга, друзей или семьи, то они способны более тепло и последовательно реагировать на своих детей, а также лучше их контролировать. Дети, в свою очередь, выглядят более успешными по различным параметрам. Например, дети, чьи родители имеют достаточную поддержку со стороны друзей, большее количество лет отдают учебе, чем те дети, родители которых получают меньше такой поддержки.
Влияние социальной поддержки на родителей особенно очевидно, когда они переживают стресс, например в случае:
-
потери работы;
-
хронической бедности;
-
рождения ребенка у несовершеннолетней дочери;
-
рождения младенца с трудным темпераментом или нарушением;
-
развода или даже просто усталости.
Здесь можно обратиться к исследованию Сюзан Крокенберг, которое замечательно иллюстрирует это влияние. Она обнаружила, что младенцы с раздражительным темпераментом с высокой вероятностью имели небезопасную привязанность к своим матерям, если мать испытывала недостаток социальной поддержки. Когда мать чувствовала достаточную поддержку, раздражительные дети впоследствии формировали безопасную привязанность. Существует множество других примеров подобного «буферного эффекта» социальной поддержки, например:
-
Молодая мать, которой не хватает хорошей социальной и эмоциональной поддержки, чаще страдает от послеродовой депрессии, чем та мать, которая имеет адекватную поддержку.
-
Разведенные родители, которые получают помощь и эмоциональную поддержку от друзей или членов семьи, гораздо эффективнее могут сохранить стабильное и любящее окружение своим детям, чем те родители, которые справляются с проблемами в изоляции.
-
Афроамериканские матери-одиночки, которые получают достаточную помощь и эмоциональную поддержку от родственников, демонстрируют более авторитетный стиль воспитания, чем матери-одиночки, не имеющие достаточной поддержки.
В общем, социальная поддержка, по-видимому, позволяет родителям мобилизовать самые эффективные навыки воспитания, которые есть в их репертуаре. Конечно, не любая «помощь» от семьи или друзей будет выглядеть поддержкой. Важно не объективное количество контактов или полученных советов, а удовлетворение от количества и качества поддержки, которое испытывает родитель ребенка. Таким образом, во время серьезных трудностей или стресса – когда рождается ребенок, когда ребенок представляет особые трудности, когда семья переезжает или переживает значительные изменения – большинство из родителей нуждается в эмоциональной и физической поддержки других. Однако, если не начать искать того, кто может помочь, именно в тот момент, когда это особенно нужно, есть риск и вовсе не найти такой поддержки. Социальная сеть должна формироваться и устанавливаться в течение определенного времени. Но, вне всякого сомнения, она принесет дивиденды родителям и, следовательно, детям.
- Аллергия
- Ангиология
- Болезни глаз
- Венерология
- Гастроэнтерология
- Гинекология
- Дерматология
- Здоровое питание
- Инфекционные болезни
- Кардиология
- Косметология
- Лекарства
- Лекарственные растения
- ЛОР-заболевания
- Мужское здоровье
- Неврология
- Неотложная помощь
- Новости
- Онкология
- Ортопедия
- Паразитология
- Педиатрия
- Пульмонология
- Расшифровка анализов
- Симптомы
- Системные заболевания
- Стоматология
- Травматология
- Урология
- Хирургия
- Эндокринология
- Нужно знать
- Еда
- Профессиональные заболевания
Комментарии