Звуковое внимание ребенка. Различение голосов
При переходе от зрения к слуху, можно найти весьма интригующие указания на то, что младенцы не только проводят исключительно тонкие различия между конкретными звуками, но также обращают внимание на паттерны.
Получены впечатляющие доказательства того, что младенцы слышат довольно тонкие вариации звуков речи не только в позиции начала слова, но также и в других вокальных позициях. Еще более поразительно, что дети могут лучше, чем взрослые, различать некоторые виды звуков речи. Каждый язык использует только определенный набор из всех возможных звуков речи. Например:
-
японцы не используют звук [i], которые присутствует в английском языке;
-
испанцы проводят другие различия между t и dy чем принято в английском.
Оказывается, что к 6-месячному возрасту дети могут точно различить все звуковые контрасты, которые встречаются в любом языке, включая звуки, которые не присутствуют в их родном языке. Примерно к 6-месячному возрасту они начинают терять способность различать пары гласных, которые не встречаются в том языке, который они слышат; к 1 году начинает угасать способность различать противопоставления согласных неродного языка.
Самые удачные доказательства в этой области получены из работы Джанет Уеркер и ее коллег. Они предъявляли 6- и 10-месячным младенцам различные пары согласных звуков, куда были включены:
-
звуки английского языка;
-
звуки из языка салиш североамериканских индейцев (kr и qi);
-
звуки из хинди, языка индийского субконтинента (tq и td).
Другим младенцам предъявлялись противопоставления гласных английского и немецкого языков. По результатам исследования видно, что к 6 месяцам эти дети могли легко слышать различия между парами согласных неродного языка, но уже потеряли способность различать иностранные гласные. Младенцы в 10 и 12 месяцев уже не различали ни один вид противопоставлений. Аналогично Уеркер обнаружила, что 12-месячные младенцы, находящиеся в языковой среде хинди, могут легко различать противопоставления на хинди, но не на английском. То есть каждая группа младенцев теряет способность различать только те пары, которые не встречаются в родном языке.
Есть мнение, что эти данные полностью согласуются с тем, что психологам известно о паттерне стремительного, очевидно, запрограммированного роста синапсов в первые месяцы жизни, на смену которому приходит синаптическое упрощение. Первоначально создается множество связей, которые позволяют проводить различия по всему возможному звуковому континууму, но закрепляются или сохраняются только те проводящие пути, которые действительно используются в родном языке.
Различение голоса
Новорожденные также способны различать отдельные голоса. Де Каспер и Файфер обнаружили, что новорожденный может выделить голос матери из других женских голосов и предпочитает голос матери. Это предпочтение легко объяснимо, поскольку ребенок мог слышать голос матери, будучи еще в утробе. Тем не менее, тот факт, что ребенок уже к моменту рождения может отличить голос матери от голоса незнакомой женщины, кажется поразительным.
К 6 месяцам дети уже знают, какой голос должен принадлежать какому лицу. Если младенца этого возраста поставить в ситуацию, в которой он будет видеть папу и маму и одновременно слышать запись голоса одного из них, то он будет смотреть в направлении того из родителей, чей голос он слышит.
Дети обучаются звуковым паттернам еще в утробе матери
Способность узнавать сложные звуковые паттерны представлена еще до рождения. Исследование Антони де Каспера является особенно поразительным примером. Беременные женщины в ее эксперименте читали вслух какую-либо детскую сказку каждый день в течение последних шести недель беременности. После рождения младенцам проигрывалась запись голоса матери, читающей либо эту же самую сказку, либо другую незнакомую сказку, чтобы сравнить, какую младенец предпочитает. Новорожденные отчетливо предпочитали звучание истории, которую они слышали, находясь в утробе матери.
В более современном исследовании де Каспера, проведенном во Франции, беременные женщины, участвующие в эксперименте, вслух декламировали короткое детское стихотворение ежедневно на 33-й и 27-й неделе беременности. На 38-й неделе проигрывалась запись либо того же самого стихотворения, либо другого и измерялась частота сердечных сокращений плода. Де Каспер обнаружил, что частота сердечных сокращений снижалась во время прослушивания записи знакомого стихотворения, а во время прослушивания незнакомого стихотворения этого не происходило. Исследования со всей очевидностью показывают, что основные компоненты слуховой системы хорошо развиты уже за несколько недель до рождения. Они также говорят нам о том, что даже на последних неделях беременности плод уже обращает внимание на сложные паттерны звуков и различает их.
-
Различение других звуковых паттернов.
К настоящему моменту собрано достаточно доказательств того, что младенцы с самого начала обращают внимание на паттерны или последовательности звуков. Например, Сандра Трехуб и ее коллеги обнаружили, что уже в 6 месяцев дети слышат мелодии и узнают паттерны. Трехуб обучала 6-месячных младенцев поворачивать голову по направлению к проигрывателю, откуда звучала одна из шести мелодий, и затем предъявляла детям мелодии, которые отличались по нескольким параметрам. Дети продолжали поворачивать голову, реагируя на новую мелодию, если она имела похожий контур и была приблизительно той же высоты. Реакция была совершенно иной, если контур изменялся или если ноты были гораздо выше или громче. Таким образом, как и в отношении зрительных паттернов, в первые несколько месяцев жизни дети обращают внимание и реагируют не только на отдельные звуки. Такой паттерн восприятия, по-видимому, представлен еще до рождения.
Мы понимаем какую информациюнесет каждое ощущение отдельно, как если бы мы воспринимали мир только посредством одного вида ощущения в каждый момент времени. Но если задумаеться о способах получения и восприятия информации, то можно понять, что человек редко получает информацию только от одного вида ощущения в каждый момент времени. Обычно индивид получает одновременно и звук, и зрительный образ, прикосновение и зрительный образ или еще более сложные комбинации запаха, зрительного образа, прикосновения и звука. Психологи хотели бы узнать, насколько рано младенец может комбинировать и интегрировать из различных видов ощущений такую информацию, чтобы узнать, например, какие движения рта сочетаются со звуками? Еще более сложный вопрос: насколько рано ребенок может, получив информацию от одного органа чувств, перевести эту информацию в другой орган чувств? Первое из этих двух умений обычно называется интерсенсорной интеграцией, тогда как последнее – кросс-модальной передачей.
Пиаже полагал, что оба этих умения появляются к концу первого года жизни, только после того, как младенец накопил большой опыт во взаимодействии с отдельными объектами и одновременно узнал, как они выглядят, звучат и что представляют собой на ощупь. Другие теоретики, включая Джеймса и Элеанору Гибсон, полагают, что определенная интерсенсорная интеграция или даже передача уже представлена к моменту рождения. Ребенок затем полагается на этот врожденный набор умений во взаимодействии со специфическими объектами. Исследования склоняются к точке зрения Гибсонов: эмпирические данные показывают, что кросс-модальная передача возможна уже к 1 месяцу и становится шире к б месяцам.
Например, если вы привяжете бугристый или гладкий шарик к соске ребенка и дадите либо то, либо другое нескольким детям пососать, вы можете наблюдать кросс-модальную передачу при помощи техники предпочтения Фанца: показывая детям картинки, на которых изображены эти шарики, вы можете установить, на какую из двух картинок дети смотрят дольше. В одном из ранних исследований с использованием этого метода Мелтцофф и Бортон установили, что дети в возрасте 1 месяца предпочитали смотреть на картинку с изображением того предмета, который они сосали раньше. В аналогичном современном исследовании Кайе и Бауэр продемонстрировали наличие кросс-модальной передачи у младенцев в возрасте 12 часов – серьезный аргумент в пользу нативистов.
У более старших детей можно легко доказать наличие интерсенсорной интеграции и передачи не только между тактильным ощущением и зрительным образом, но и между другими модальностями, например между звуком и зрительным образом. Например, Элизабет Спелке в нескольких блистательных экспериментах показала, что 4-месячные младенцы могут связать звуки ритмов с движением. Она демонстрировала детям одновременно два фильма, на одном из которых прыгала игрушечная кенгуру, на другом ослик, причем один из животных прыгал в более быстром темпе. Между двумя экранами был расположен громкоговоритель, и дети слышали запись звуков ритмических прыжков, которые соотносились с частотой прыжков одного из животных. В этой ситуации дети предпочитали смотреть фильм, в котором частота прыжков соотносилась со звуками записи.
Еще более поразительная иллюстрация этого же самого процесса содержится в работе Джеффри Пайкенса. Он демонстрировал 5-месячным детям два фильма один за другим, на каждом из которых был изображен поезд, двигающийся по рельсам. Кроме того, громкоговоритель проигрывал звуки мотора различных видов, например, звук становился постепенно громче или постепенно угасал. Дети в этом эксперименте смотрели дольше на картинку поезда, движение которого соответствовало звукам мотора на записи. Таким образом, они, возможно, устанавливали связь между паттерном звука и паттерном движения – этот факт демонстрирует не только интерсенсорную интеграцию, но также удивительную осведомленность о том, чем сопровождается движение.
Путем проведения схожих исследований было установлено, что 4-месячные и 5-месячные дети будут смотреть дольше на лицо человека, произносящего тот гласный звук, который дети слышат на записи громкоговорителя, чем на лицо человека, произносящего другой гласный звук. Аналогичным образом младенцы более старшего возраста, которым показывают фотографию мужчины и фотографию женщины, будут смотреть дольше на лицо, которое соотносится с половой принадлежностью голоса, звучащего из громкоговорителя – но только если фотография и голос принадлежат женщине.
Автору не хотелось, чтобы у читателя сложилось впечатление, что интерсенсорная интеграция или передача у младенцев является абсолютно автоматическим процессом. Это не так. У 4- и 5-месячных младенцев часто не происходит интерсенсорной интеграции или она наблюдается при особых обстоятельствах. Очевидно, что маленькие дети обладают, по крайней мере, определенной способностью связывать информацию, которая исходит из нескольких органов чувств. Этот факт поднимает несколько интересных теоретических вопросов. В настоящее время стало совершенно очевидным, что младенцу или ребенку не требуется речь для того, чтобы перевести информацию из одного вида в другой. Тот факт, что уже в первые недели жизни возможна, по крайней мере, некоторая передача, четко указывает на вероятность того, что определенные связи могут быть врожденными, хотя опыт взаимодействия с различными объектами и сочетаниями, без сомнения, также имеет большое значение. Поэтому данная информация обогащает, но не разрешает спора между нативизмом и эмпиризмом.
- Аллергия
- Ангиология
- Болезни глаз
- Венерология
- Гастроэнтерология
- Гинекология
- Дерматология
- Здоровое питание
- Инфекционные болезни
- Кардиология
- Косметология
- Лекарства
- Лекарственные растения
- ЛОР-заболевания
- Мужское здоровье
- Неврология
- Неотложная помощь
- Новости
- Онкология
- Ортопедия
- Паразитология
- Педиатрия
- Пульмонология
- Расшифровка анализов
- Симптомы
- Системные заболевания
- Стоматология
- Травматология
- Урология
- Хирургия
- Эндокринология
- Нужно знать
- Еда
- Профессиональные заболевания
Комментарии