Рекомендации к ВОЗ по питанию
Прочие
Рекомендации к ВОЗ по питанию

Рекомендации к ВОЗ по питанию. Критерии питания. 

 

 

Предыдущие попытки разработать программы предотвращения заболеваний показывают, что при этом важна система контроля с целью обеспечить эффективное проведение таких программ. Участие большого числа организаций создает впечатление, что в вопросе информирования общественности об этих проблемах достигнут определенный прогресс. Однако наиболее эффективное мероприятие, которое позволило бы изменить поведение, а затем стимулировало бы необходимый для предупреждения заболеваний пересмотр рациона питания, должно быть разработано с учетом объективных критериев успеха. Министерство не в состоянии оценить осуществление программы при отсутствии адекватного контроля за общественным сознанием и пониманием проблемы, за тем, как население осуществляет перемены и насколько они реальны. Если программа или кампания будут неэффективными, то она приведет к противоположному результату, так как организации будут разочарованы в результатах своих усилий. В связи с этим важно, чтобы группа, ответственная за реализацию программы по питанию и укрепление здоровья, регулярно контролировала бы, какой объем информации получает население и как она используется.

 

Всесторонние схемы национального мониторинга были созданы в некоторых развитых странах, однако во многих менее богатых общинах сделать это невозможно. Эффективный путь сбора информации включает в себя регулярное проведение небольших исследований по изучению работы медицинского персонала, участия населения в профилактических программах, общественного представления о питании и изменении поведения. Таким способом министерство здравоохранения может приспособиться к изменяющимся потребностям населения, не развертывая системы надзора.

Рекомендации к ВОЗ по питанию1

 

Сейчас известно, что факторы питания влияют на развитие самых разнообразных хронических заболеваний, таких как коронарная болезнь сердца, различные виды рака, гипертония, заболевания сосудов головного мозга и диабет. В развитых странах эти состояния являются наиболее распространенной причиной преждевременной смерти и тяжелым бременем ложатся на общество. Согласно подсчетам, в XXI веке практически в каждой стране мира возникнут или уже будут существовать серьезные проблемы здравоохранения, связанные с сердечнососудистыми заболеваниями и раком.

 

Оценка и мониторинг еды

«Обильный» рацион, который часто сопровождает экономическое развитие, является высококалорийным. Придерживающиеся такого рациона люди имеют характерный высокий уровень потребления, жира (особенно насыщенных жиров) и свободных сахаров и потребляют относительно малое количество сложных углеводов (получаемых из углеводистых продуктов и продуктов, содержащих клетчатку). Такой рацион типичен для развитых стран и становится сейчас все более распространенным в большинстве развивающихся стран, где в первую очередь на него переходят жители городов, а также высшие и средние слои общества. Сейчас известно, что такое изменение рациона напрямую связано с увеличением частоты хронических болезней и случаев преждевременной смерти. Данные свидетельствуют, что большое число случаев преждевременной смерти и потери трудоспособности можно предотвратить, изменив характер питания и другие аспекты образа жизни. Чтобы уменьшить бремя этих болезней в будущем, правительствам и населению как в развивающихся, так и в развитых странах следует предпринимать какие-то действия уже сейчас. Предупреждение возникновения или сокращение частоты этих болезней является не только социальной обязанностью, но и экономической необходимостью.

В этой статье не рекомендуются никакие детализированные программы и стратегии из-за разнообразия и сложности существующих в разных странах рационов, локальных систем обеспечения продовольствием, а также социальных, экономических и политических условий, в которых должны быть проведены изменения в национальных рационах. В качестве общего подхода предлагается осуществлять ориентированную на население стратегию первичной профилактики, базирующуюся на национальных оптимальных показателях питания, а также использовать разнообразные межсекторальные программы, которые включают в себя программу питания и продовольственного снабжения. Помимо этого, в статье подчеркнута необходимость уделять больше внимания здоровью при разработке сельскохозяйственных программ, а также программ в области импорта/экспорта, занятости и образования.

Разумная политика в области общественного здравоохранения должна стремиться повлиять на национальное питание так, чтобы были соблюдены популяционные оптимальные показатели по питанию. Они представляют собой, популяционные средние величины для каждого питательного вещества они определяют пределы, в которых должно лежать среднее значение потребления на душу населения. Перестройка национальных рационов в направлении этих оптимальных уровней и поддержание характера потребления питательных веществ в рекомендованных пределах обеспечит максимально благоприятное влияние на здоровье.

Рекомендации к ВОЗ по питанию2

 

Оптимальные показатели демонстрируют, что здоровье в популяции наилучшим образом обеспечивают те рационы, которые содержат много углеводов, мало жира, богаты углеводистыми продуктами (например, зерновыми, клубнями и бобовыми) и насыщены достаточным количеством овощей и фруктов. Требуется лишь небольшое количество эссенциальных жиров. Хотя белковый состав болынинства национальных рационов является сейчас адекватным, с неослабевающим вниманием необходимо следить за проблемой недостаточного распределения белоксодержащих продуктов в ряде стран, а также за потребностями в белке у детей раннего возраста в развивающихся странах.

Во многих развивающихся государствах власти по-прежнему сталкиваются с рядом заболеваний, вызываемых нехваткой факторов питания, которые имеют место в определенных слоях населения. В будущем неприемлемый рацион приведет к увеличению частоты хронических болезней и, чтобы это предотвратить, правительствам и другим организациям в развивающихся странах следует действовать уже сейчас. У них есть возможность вмешаться до того, как среди населения широко распространится типичный рацион, традиционно связанный с изобилием. Разрабатывая программы воздействия, правительствам развивающихся стран следует выявлять природные растительные продукты, имеющие высокую питательную ценность, и поощрять их производство и потребление. В дальнейшем следует подтолкнуть местную пищевую индустрию к созданию таких технологий переработки, при которых в продукты питания не добавляется ни жир, ни сахар, ни соль.

 

Рекомендации, относящиеся к ВОЗ

Исследовательская группа рекомендовала ВОЗ подумать над тем, как:

  • Разработать четкую политику в области питания и укрепления здоровья, которая способствует пропаганде концепции здорового питания. Эта концепция, которая усиливает давно существующее беспокойство о дефиците питательных веществ и нехватке продовольствия, учитывает увеличение риска хронических болезней в зрелом и пожилом возрасте под влиянием «обильных» рационов (т. е. богатых жирами и свободными сахарами и содержащих мало углеводов), которые имеют тенденцию сопровождать процесс экономического развития.

  • Установить такой механизм, который гарантировал бы, что во всех соответствующих программах ВОЗ признавалось бы влияние питания на возникновение целого ряда проблем здравоохранения.

  • Обсудить с другими агентствами ООН и международными организациями вопрос о тех коррективах, которые должны быть внесены в сельскоехозяйство и торговлю в соответствии с пищевыми потребностями населения в развивающихся и развитых странах, как это изложено в данном докладе. При анализе структуры потребления продуктов и изучении предложений ФАО необходимо руководствоваться критерием пищевой ценности рациона.

  • Информировать основные торговые организации о тех тенденциях в торговле, которые могут привести к неблагоприятному воздействию на здоровье. Примером одной из потенциальных проблем является экспорт насыщенного жира, производство которого субсидируется.

  • Укрепить свою программу, обеспечив рекомендациями экспертов те национальные правительства, которые стремятся сформулировать политику в области питания и продовольствия, причем проходить это может, например, в виде семинаров для национальных правительств и неправительственных организаций.

  • Создать базу для мониторинга за прогрессом в осуществлении инициатив, описанным в этом докладе по рациону и здоровью, и определить цели этой работы. В связи с этим следует содействовать разработке программ по эпидемиологическому надзору на уровне страны.

Рекомендации к ВОЗ по питанию3

 

 

  • Обсудить с неправительственными организациями вопрос о том, как наилучшим образом обеспечить активное участие общин всего мира в действиях по укреплению здоровья, что выражается в потреблении полезных продуктов. Следует признать разнообразие рационов, соответствующих пищевым оптимальным показателям, а также содействовать достижению целей в области питания путем организации соответствующего продовольственного снабжения на национальном уровне.

  • Проводить наблюдение за научно-исследовательской работой и активизировать международное сотрудничество при изучении взаимосвязи между питанием и здоровьем с целью обеспечить возможность дальнейшего совершенствования политики ВОЗ в области питания.

  • Привлечь Комиссию «Codex Alimentarius» к установлению стандартов, которые помогут обеспечить выполнение предложений, высказанных в данном докладе.

 

Рекомендации национальным правительствам

  • Правительствам рекомендуется учредить национальный комитет по осуществлению политики в области питания и продовольствия, включающий, помимо министерства здравоохранения, множество государственных ведомств, чья политика влияет на производство, распределение и потребление продовольствия.

  • Правительствам следует удостовериться, что министерство здравоохранения имеет в своем распоряжении экспертов, контролирующих состояние питания и здоровья населения, как оно было оценено национальной системой эпидемиологического надзора.

  • Медикам и другим работникам системы здравоохранения необходимо понять роль питания в предупреждении хронических болезней, поэтому министерствам здравоохранения следует приступить к реализации программ профессионального обучения в учебных заведениях и постдипломной подготовки или интенсифицировать их.

  • Каждому министерству здравоохранения следует в рамках своей программы укрепления здоровья установить регулярные контакты с неправительственными организациями, представителями потребителя и средствами массовой информации для того, чтобы совместными усилиями разработать ориентированную на население программу. Такая деятельность должна дополнять любую кампанию укрепления здоровья, спонсором которой выступает правительство.

  • Правительствам следует обеспечить достаточную компетентность сотрудников министерства сельского хозяйства в вопросах питания, позволяющую тому полностью участвовать в работе отдела по осуществлению политики в области питания и продовольствия.

  • Правительствам следует рассмотреть политику инвестирования и субсидирования по отношению к сельскому хозяйству и пищевой промышленности с целью гарантировать ее соответствие содержащимся в этом докладе концепциям питания. Политика должна стимулировать производство растительных продуктов, в том числе овощей и фруктов, и ограничивать распространение продуктов, содержащих жир.

  • Каждому правительству в рамках национальной политики следует наметить цели и стратегии, направленные на уменьшение частоты хронических болезней.

  • Правительствам рекомендуется установить соответствующие продовольственные стандарты для того, чтобы обеспечить пищевую ценность продуктов, которые составляют существенную часть национальных рационов.

  • Каждому правительству следует рассматривать все новые законопроекты, касающиеся сельского хозяйства и продовольствия, чтобы гарантировать их соответствие целям предупреждения хронических болезней.

Рекомендации к ВОЗ по питанию4

 

  • Правительствам рекомендуется прибегнуть, где это возможно, к обязательной маркировке продовольственных товаров, основанной на стандартах Кодекса и Рекомендациях по маркировке продуктов питания и пищевых добавок. Маркировка должна быть четкой и единообразной. Чтобы она была понятной и правильной с научной точки зрения, информация должна быть представлена просто и выражена как в цифрах, так и графически.

  • Следует поощрять дискуссии между правительством, пищевой промышленностью и потребителями, так как они приводят к появлению пищевых продуктов, содержащих мало жира, свободных сахаров и соли.

  • Каждому правительству следует внимательно изучить отечественные программы в области животноводства для того, чтобы удостовериться, что они не стимулируют производство избыточного количества насыщенных жиров.

  • В рамках диетологического воспитания и санитарного просвещения для преподавателей и детей министерствам образования следует обеспечить должное внимание вопросу предупреждения хронических болезней, связанных с питанием.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх