Нарушения речи
Прочие
Нарушения речи

Нарушения речи: причины, лечение у детей

 

 

Расстройства речи известны во врачебной практике с глубокой древности. Без сомнения, данные заболевания существуют столько же, сколько и человеческая речь. Такое явление и на сегодняшний день достаточно распространено среди взрослых и детей. Римляне и греки, у которых ораторское искусство имело важную роль в обществе, а обучение ему входило в программу общего образования, уже имели понятия о множестве расстройств речи.

 

Как результат, это отразилось на большом количестве терминов, которые используются для обозначения данных патологий. Уже Гиппократ описывал в своих трудах такие общеизвестные сегодня расстройства речи, как заикание, невнятная речь, косноязычие, потеря речи, потеря голоса.

Нарушения речи: причины, лечение у детей1

 

Причины

Причинами нарушения речи могут являться различные факторы, а также их сочетания:

  • неграмотная речь в семье;

  • задержки речевого развития на фоне задержек психического развития;

  • ограничение подвижности языка и губ;

  • дефекты в строении органов речи – твердого или мягкого неба, языка, зубов, губ, примером таких аномалий могут являться неправильный прикус, расщелина верхнего неба, в народе «волчья пасть», короткая уздечка языка;

  • повреждение в процессе родов речевой зоны, которая располагается на макушке;

  • трудности различения на слух звуков (при наличии нормального слуха).

 

Что происходит?

При наличии наиболее серьезных нарушений речи страдает не только способность произношения звуков, но также и умение различать звуки на слух. При этом ограничен пассивный (который воспринимается ребенком на слух) и активный (который использует ребенок в речи) словарь малыша, развиваются проблемы с построением слов во фразы и предложения. Все подобные нарушения при отсутствии их своевременной коррекции могут привести к трудностям в общении с другими людьми (окружающими). В дальнейшем это может стать причиной закомплексованности ребенка, будет мешать малышу в процессе обучения и не позволит в полной мере раскрывать свои природные возможности и способности.

По степени тяжести можно разделить речевые нарушения на те, которые не выступают препятствием для обучения в общеобразовательной школе, а также тяжелые нарушения, которые требуют специальных форм обучения. Среди тяжелых форм нарушения речи наиболее часто встречаются некоторые формы заикания, дизартрии различного типа, алалия.

Алалия – частичное или полное отсутствие речи у детей при наличии хорошего слуха, которое обусловлено поражением или недоразвитием речевых областей головного мозга. При наличии сенсорной алалии ребенок хуже понимает чужую речь, при этом не распознаются именно звуки речи – ребенок слышит, что человек говорит, но не может понять, что именно тот говорит. Это состояние можно сравнить с тем состоянием, когда с нами заговорит человек на иностранном (непонятном) языке. При наличии моторной алалии ребенок не способен овладеть языком (грамматикой, словами, звуками).

Нарушения речи: причины, лечение у детей2

 

Анартрия (дизартрия) – нарушение произношения, которое возникает вследствие поражения нервной системы. При наличии дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков, а вся речь ребенка. Малыши с наличием дизартрии смазанно, нечетко произносят звуки, у них голос либо слабый и тихий, либо, наоборот, чрезмерно резкий, нарушается ритм дыхания, соответственно речь теряет свою плавность, темп речи может быть либо чересчур замедленным, либо ненормально ускоренным. Нередко у детей при наличии дизартрии нарушается мелкая моторика кисти, также они слабо развиты физически.

У малышей со стертыми формами дизартрии нет особых отличий от своих сверстников, проблемы с речью даже не всегда обращают на себя внимание. Но все же у таких детей имеются некоторые отличия. Так дети с анартрией плохо кушают и нечетко говорят. Обычно они особенно не любят твердые яблоки, морковь, хлебные корочки и мясо, поскольку им довольно трудно жевать. Немного пожевав, такой ребенок может держать пищу за щекой, пока не получит замечание от взрослых. Часто родители идут на уступки таким детям, давая им мягкую пищу, с целью, чтобы ребенок поел хотя бы так. Но таким образом близкие только усугубляют задержки развития артикуляционного аппарата.

Дислалия – нарушение произношения различных звуков, по-другому называется косноязычие. Известно множество видов косноязычия. Для их обозначения обычно используют греческие названия тех звуков, которые произносятся ребенком с нарушениями: так искаженное произношение шипящих и свистящих звуков («щ», «г», «ж», «ш», «ц», «з», «с») называют сигмаизм (от греческой буквы «сигма»), звука «л» - ламбадизм (от греческого «ламбда»), звука «р» – ротацизм (от греческого «ро»). Если же нарушение коснулось произношения всех согласных звуков и звукосочетаний за одним исключением «т», такая речь становится вообще непонятной, в таких случаях используют понятие «тетизм» (от греческой буквы «тета»).

Нарушения речи: причины, лечение у детей3

 

Заикание – нарушение плавности, ритма, темпа речи, которое вызвано судорогами и спазмами речевого аппарата в различных его частях. При этом у малыша наблюдаются вынужденные остановки в речи или же повторение отдельных слогов и звуков. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Очень важно заметить первые признаки заикания: ребенок резко отказывается говорить, замолкает. Такое состояние может продолжаться несколько дней. В таких случаях необходимо срочно обращаться к врачу.

Довольно часто причиной развития заикания является длительная психическая травма или испуг. Нарушение речи в дошкольном возрасте, которое не подвергается коррекционной работе, в дальнейшем обязательно приводит к проблемам в школе, что может привести к дисграфии – нарушению письма, которое называют косноязычием в письме. Чаще всего такое отклонение начинается в процессе обучения ребенка чтению и письму. Причиной патологии является нарушение или недоразвитие фонетического слуха. Стоит отметить, что довольно действенным методом является проговаривание всех операции в процессе написания буквы в необходимой последовательности. Такая методика коррекции учит ребенка правильно размышлять о действии, другими словами, это может являться отличной профилактической мерой возникновения графических ошибок у детей младшего школьного возраста.

В начальных классах у детей также может проявляться дислексия (алексия) – это нарушение процесса чтения или овладения чтением вследствие поражения различных отделов коры головного мозга, для правшей – это левое полушарие. В зависимости от того, какие конкретно участки были поражены, принято различать различные виды дислексии.

Нарушения речи: причины, лечение у детей4

 

Лечение

Некоторые нарушения речи проходят с возрастом, часть из них может быть исправлена с помощью незначительной помощи логопеда в работе в логопункте или с родителями, в обычном садике или детской поликлинике. Дети с наличием тяжелых нарушений речи требуют обязательной продолжительной помощи логопеда в отдельных речевых группах при логопедических детских садах. При этом стоит помнить, что чем раньше родители выявили отклонения и обратились к логопеду, тем успешнее последующая коррекционная работа с малышом.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх