Аутизм у ребенка: признаки и симптомы, развитие и лечение, характеристика
Аутизм является диагнозом, вызывающий ужас в глазах каждого родителя после приема у детского психиатра. Изучением аутистических расстройств занимаются уже давно, при этом данная проблема представляет собой одно из наиболее загадочных психических заболеваний. В яркой форме аутизм проявляется в раннем детском возрасте (РДА – ранний детский аутизм), при этом ребенок становится изолированным от собственной семьи и общества.
Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.
Никому не известны причины данного заболевания.
Мало кто способен объяснить ощущения аутичного
ребенка при контактах с внешним миром.
Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,
правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов
и родителей дети способны вести нормальную жизнь,
учиться, работать и получать удовольствие.
Что такое аутизм?
Аутизмом называется общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Суть болезни кроется в ее названии, которое означает «внутри себя». Человек, страдающий аутизмом, никогда не проявляет вовне свои жесты, речь и энергию. Чаще всего расстройство характерно для детей в возрасте 3-5 лет, тогда ставится диагноз РДА. Для подростков и совершеннолетних характерны только легкие проявления аутизма.
Причины аутизма
Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста. Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:
-
туберозный склероз;
-
ДЦП;
-
инфицирование матери краснухой в период беременности;
-
хромосомные аномалии;
-
нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.
Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны вызывать аутистические заболевания. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины аутизма не названы до сих пор.
Каким образом воспринимает мир аутичный ребенок?
Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.
Симптомы аутизма
Выделяют 4 главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:
-
стереотипное поведение;
-
нарушение коммуникации;
-
нарушения в социальном поведении;
-
ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).
Признаки и симптомы аутизма видео:
Стереотипное поведение
- Выполнение повседневных ритуалов.
Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.
- Зацикленность ребенка на конкретном занятии и невозможность переключиться на другое дело.
Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.
- Многократное повторение движений, которые лишены смысловой нагрузки.
У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке:
-
покачивание головой;
-
щелканье пальцами;
-
хлопанье в ладоши;
-
другие монотонные движения.
Характерны страхи, навязчивые идеи. При возникновении пугающей ситуации возможны приступы самоагрессии и агрессии.
Нарушение коммуникации
- Отсутствие речи (мутизм) или выраженная ее задержка.
Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).
- Аномальный характер речи (эхолалии, повторы).
При ответе на поставленный вопрос малыш повторяет часть фразы или всю ее целиком.
Родитель спрашивает: - Ты хочешь спать?
Ребенок отвечает: - Ты хочешь спать?
-
Отсутствует реакция на свое имя.
-
Неправильные интонации, слишком тихая или громкая речь.
-
Задерживается или не наступает «возраст вопросов».
В отличие от здоровых детей аутисты не тревожат родителей, задавая им сотни вопросов о состоянии окружающего мира. Если такой период и наступает, их вопросы не имеют практического значения и являются однообразными.
- Нарушения социального взаимодействия.
Скудная, зачастую неадекватная ситуации мимика.
При попытке развеселить больного ребенка он редко улыбается. Зато он может рассмеяться по своим, никому не понятным из окружающих, причинам.
У аутиста лицо обычно маскообразное с редко возникающими гримасами.
- Резко нарушен или отсутствует контакт глаза в глаза.
Аутист не способен воспринимать образ собеседника целостным, из-за этого зачастую смотрит «сквозь» человека.
- Жесты применяются только для обозначения нужд.
В возрасте 1-1,5 лет здоровый ребенок, заметив интересный объект (яркий шар, радугу, большую собаку), торопится поделиться этим наблюдением с родителем. Он указывает на объект пальцем, смеется, улыбается, тянет за руку маму. Аутист же использует указательный жест лишь с целью обозначения собственных нужд (пить, есть) и не пытается включить родителей в игру или обратить на себя внимание.
- Неспособность к пониманию эмоций окружающих.
Мозг здорового человека работает так, что, взглянув на собеседника, можно с легкостью определить его состояние (гнев, удивление, страх, печаль, радость). У аутиста отсутствуют такие способности.
- Отсутствие интереса к сверстникам.
Дети, страдающие аутизмом, не играют со своими ровесниками. Они размещаются рядом и погружаются в собственный мир. В толпе детей найти аутического малыша достаточно просто – его окружает «аура» экстремального одиночества. Если страдающий от аутизма ребенок и обращает внимание на сверстников, то воспринимает их как неодушевленные объекты.
- Возникновение трудностей в играх со знанием социальных ролей и использованием воображения.
Здоровый ребенок быстро учится баюкать куклу, катать машинку, лечить плюшевого мишку. Аутичный малыш не различает в игре социальные роли. Более того, он не способен воспринимать игрушку как целостный предмет. Он может найти колесо у машинки и крутить его в течение нескольких часов подряд.
- Отсутствие ответа на общение и проявление родителями эмоций.
Ранее считалось, что страдающие аутизмом люди не связаны с родными эмоционально. Но теперь исследования доказали, что уход мамы от ребенка вызывает у него чувство беспокойства. В присутствии семьи ребенок лучше идет на контакт. И становится менее зацикленным на своих занятиях. Разница заключается только в реакции на отсутствие родителей. Аутист проявляет тревогу, не предпринимает действия, направленные на возвращение родителей. Точно определить чувства, которые возникают у него при разлуке, нельзя. Здоровый ребенок сильно расстраивается, зовет маму, если она ушла надолго из поля зрения, плачет.
- Ранние признаки состояния аутизма у детей.
Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.
Необычные дети видео
Памятка для родителей
Если Вы заметили сильное проявление истерики у чужого ребенка, значит, этот ребенок может страдать аутизмом или другими психическими расстройствами, поэтому необходимо вести себя предельно тактично.
|
|
Уровень интеллекта при аутизме
Подавляющая часть детей-аутистов имеет умеренную или легкую форму умственной отсталости. Причинами этого являются трудности в обучении и дефекты строения мозга. Если заболевание сочетается с хромосомными аномалиями, эпилепсией и микроцефалией, у ребенка отмечается глубокая умственная отсталость. При легких формах психического расстройства и динамическом развитии речи наблюдается нормальный уровень интеллекта, порой даже выше среднего.
Главная особенность аутизма заключается в избирательном интеллекте. Таким образом, дети могут хорошо успевать в рисовании, музыке, математике, но отставать от ровесников по остальным дисциплинам. Иногда встречаются случаи савантизма – явления, когда аутист чрезвычайно одарен в определенной области. Например, савант способен сыграть мелодию, которую слышал лишь единожды, или очень точно нарисовать картину, или запомнить столбики цифр и решать вычислительные операции высокой сложности без дополнительных средств.
Синдром Аспергера
Выделяют особый вид расстройств аутизма, который получил название синдрома Аспергера. Под ним подразумевают легкую форму классического аутизма, проявляющуюся в более позднем возрасте:
-
проявление синдрома Аспергера начинается после 7-10 лет;
-
уровень интеллекта выше среднего или нормальный;
-
речевые навыки ребенка в пределах нормы;
-
могут возникать проблемы с громкостью речи или интонацией;
-
зацикленность на изучении одного явления или одном занятии (аутист способен часами рассказывать своему собеседнику о том, что никому, кроме его самого, неинтересно, не взирая на их реакцию);
-
нарушение координации движений: странные позы, неловкая ходьба;
-
эгоцентричность, неспособность идти на компромисс и договариваться.
Большинство людей с синдромом Аспергера при поддержке и правильном воспитании успешно учатся в школе и вузе, устраиваются на работу и создают семьи.
Синдром Ретта
Является тяжелым заболеванием нервной системы, которое связано с нарушением в X-хромосоме и распространено только среди девочек. При аналогичном нарушении мужского плода он становится нежизнеспособным и погибает внутриутробно.
Встречаемость болезни – приблизительно 1:10 000 девочек.
Кроме глубокой аутичности, которая полностью изолирует ребенка от внешнего мира, данный синдром характеризуется следующими особенностями:
-
нормальное развитие в возрасте от 6 до 18 месяцев жизни;
-
замедление роста головы после шести-восемнадцати месяцев;
-
потеря целенаправленных навыков движений руками;
-
низкая двигательная активность и плохая координация;
-
стереотипные движения руками по типу рукопожатия или умывания;
-
потеря речевых навыков.
При синдроме Ретта в отличие от традиционного аутизма часто обнаруживается эпилептическая активность и недоразвитость мозга. При этом заболевании прогноз излечения неблагоприятный. Коррекция двигательных расстройств и аутизма удается с трудом.
Диагностика аутизма
Сначала признаки аутизма замечают родители ребенка. Именно родные раньше всех остальных обращают внимание на нетипичное поведение малыша. Особенно это происходит рано, когда в семье есть другие маленькие дети и есть к кому приравнивать. Чем ранее родители начинают тревожиться по этому поводу и искать специалистов для помощи, тем больше шансов у ребенка с аутизмом вести обычный образ жизни и социализироваться.
Тестирование ребенка с использованием специальных опросников
Диагностика при детском аутизме сводится к опросу родителями и изучению поведения ребенка в привычном для него окружении.
-
ADI-R – опросник для диагностики аутизма.
-
CHAT – анкета для диагностирования аутизма у маленьких детей.
-
CARS – рейтинговая шкала детского аутизма.
-
ADOS – диагностическая шкала наблюдения аутизма.
-
ABC – поведенческая анкета для диагностики аутизма.
Инструментальные методы:
-
Проверка слуха у сурдолога – чтобы исключить связь речевой задержки с тугоухостью.
-
ЭЭГ – для диагностирования эпилептических приступов (иногда аутизм сопровождается эпилепсией).
-
УЗИ головного мозга – чтобы исключить повреждение мозга, способное вызвать характерные симптомы.
Родители и другие люди могут некорректно воспринимать поведение ребенка-аутиста.
Далее представлена таблица-памятка, в которой объясняется поведение ребенка.
Что видит взрослый |
Это не… |
Это может быть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лечение аутизма
Главный вопрос, который возникает при столкновении
с заболеванием аутизма – лечится ли оно? К сожалению - Нет.
От этой болезни лекарства не существует. Нет такого препарата, после приема которого ребенок выходит из своего «мира» и социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд педагогов и родителей, всегда приносящий свои плоды.
Особенности воспитания ребенка-аутиста
-
Создать благоприятную для обучения, развития и жизни ребенка среду. Неустойчивый распорядок дня и пугающая обстановка тормозят навыки у аутиста и способствуют еще большему его «погружению в себя».
-
Воспринимать аутизм как способ существования. Страдающий от этого заболевания ребенок думает, чувствует, слышит и видит по-другому в отличие от большинства людей.
-
При необходимости подключить к воспитанию и обучению ребенка логопеда, психиатра, психолога и других специалистов.
Этапы лечения аутизма
-
Формирование навыков, требуемых для обучения – в случае, когда ребенок не идет на контакт со взрослым, нужно наладить его. При отсутствии речи следует развить минимальные ее зачатки.
-
Устранение неадекватных форм поведения: навязчивостей страха, зацикленности и ухода в себя, самоагрессии и агрессии.
-
Обучение наблюдению и подражанию.
-
Обучение играм и социальным ролям (играть в доктора, катать машинку, кормить куклу).
-
Вырабатывание эмоционального контакта.
Поведенческая терапия аутизма
Наиболее распространенная терапия детского аутизма осуществляется по принципам поведенческой психологии (бихевиоризма). Одна из разновидностей такого лечения – ABA-терапия.
В основе такой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности конкретного малыша, проводят подбор стимулирующих факторов. Для кого-то таковыми станут любимые блюда, для кого-то – звуки, музыка или одежда. Далее все желательные реакции подкрепляют этим поощрением. Грубо говоря: сделал так, как положено – получи конфетку. По такому принципу возникает контакт с ребенком, закрепляются нужные умения и пропадает деструктивное поведение в форме самоагрессии и истерик.
- Логопедические занятия
Практически у всех аутистов наблюдаются те или иные проблемы с речью, которые мешают им полноценно общаться с другими людьми. Регулярные занятия вместе с логопедом позволяют наладить правильное произношение, интонацию и подготовить ребенка к получению образования в школе.
- Выработка навыков самообслуживания и социальных навыков
Характерной проблемой для аутичных детей является отсутствие мотивации к играм и повседневным делам. Их тяжело приучить к поддержанию гигиены, распорядку дня, сложно увлечь. Чтобы закрепить полезные навыки, применяются специальные карточки. На них в подробностях нарисована или написана последовательность действий. Например, встал с постели, оделся, умылся, почистил зубы, причесался и т.д.
- Медикаментозная терапия
Использование медицинских препаратов при лечении аутизма возможно только в кризисных случаях, если деструктивное поведение мешает ребенку развиваться. Однако не нужно забывать о том, что стереотипные действия, плач и истерики – это также способ общения с миром. Гораздо сложнее выглядит ситуация, когда спокойный малыш-аутист днями не выходит на контакт, сидит бездейственно в комнате, погрузившись в себя. Поэтому давать ребенку успокаивающие и психотропные препараты можно исключительно по рецепту врача.
Существует мнение, что быстрому выздоровлению аутиста способствует безглютеновая диета. Но на сегодняшний день достоверных научных данных о подобных чудесных исцелениях пока нет.
К сожалению, на пике популярности в настоящее время находятся шарлатанские методы лечения заболевания стволовыми клетками, использование ноотропов (глицин и др.), микрополяризация. Вышеперечисленные способы являются не только бесполезными, но и могут представлять угрозу для здоровья. А с учетом особой ранимости аутичных детей вред от такого «лечения» может быть очень серьезным.
Что доктор Комаровский говорит про аутизм?
Состояния, имитирующие аутизм
- Тугоухость – нарушения слуха различной степени.
У детей с нарушением слуха наблюдается задержка речи различной степени, начиная мутизмом и заканчивая неправильным произношением некоторых звуков. Они слабо откликаются на имя, кажутся непослушными, не выполняют просьбы. Все это напоминает симптоматику аутизма, поэтому родители, прежде всего, обращаются к психиатру. Грамотный врач должен направить ребенка на обследование органов слуха. После подбора слухового аппарата развитие ребенка нормализуется.
- СДВГ.
Часто синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ошибочно принимают за аутистические проявления. Считается, что признаки этого синдрома наблюдаются у каждого третьего ребенка. Основные симптомы СДВГ: сложности в освоении школьных дисциплин, неусидчивость. Дети не способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии и ведут себя чрезмерно подвижно.
Отклики СДВГ наблюдаются и у взрослых, которым сложно запоминать события и даты, принимать зрелые решения. Данный синдром необходимо диагностировать как можно ранее и начинать лечение: успокаивающие средства и психостимуляторы в комплексе с занятиями с психологом позволяют скорректировать поведение.
- Шизофрения.
Длительное время аутизм относили к проявлениям детской шизофрении. Однако в нынешнее время научные исследования доказали, что природа этих заболеваний разная, и они ничем не связаны между собой.
Сравнительно с аутизмом шизофрения как отклонение начинает развиваться в более позднем возрасте. Наблюдается постепенное развитие симптомов болезни. Родители замечают разные странности в поведении ребенка: монологи, уход в себя, навязчивости страхов. В протекании болезни отмечаются незначительные ремиссии с дальнейшим ухудшением состояния. Медикаментозное лечение шизофрении назначает психиатр.
Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.
Никому не известны причины данного заболевания.
Мало кто способен объяснить ощущения аутичного
ребенка при контактах с внешним миром.
Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,
правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов
и родителей дети способны вести нормальную жизнь,
учиться, работать и получать удовольствие.
- Аллергия
- Ангиология
- Болезни глаз
- Венерология
- Гастроэнтерология
- Гинекология
- Дерматология
- Здоровое питание
- Инфекционные болезни
- Кардиология
- Косметология
- Лекарства
- Лекарственные растения
- ЛОР-заболевания
- Мужское здоровье
- Неврология
- Неотложная помощь
- Новости
- Онкология
- Ортопедия
- Паразитология
- Педиатрия
- Пульмонология
- Расшифровка анализов
- Симптомы
- Системные заболевания
- Стоматология
- Травматология
- Урология
- Хирургия
- Эндокринология
- Нужно знать
- Еда
- Профессиональные заболевания
Комментарии