Аутизм
Прочие
Аутизм

Аутизм у ребенка: признаки и симптомы, развитие и лечение, характеристика

 

Аутизм является диагнозом, вызывающий ужас в глазах каждого родителя после приема у детского психиатра. Изучением аутистических расстройств занимаются уже давно, при этом данная проблема представляет собой одно из наиболее загадочных психических заболеваний.  В яркой форме аутизм проявляется в раннем детском возрасте (РДА – ранний детский аутизм), при этом ребенок становится изолированным от собственной семьи и общества.

 

Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.

Никому не известны причины данного заболевания.

Мало кто способен объяснить ощущения аутичного 

ребенка при контактах с внешним миром.

Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма, 

правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов

и родителей дети способны вести нормальную жизнь, 

учиться, работать и получать удовольствие. 

 

Что такое аутизм?

 

Аутизмом называется общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Суть болезни кроется в ее названии, которое означает «внутри себя». Человек, страдающий аутизмом, никогда не проявляет вовне свои жесты, речь и энергию. Чаще всего расстройство характерно для детей в возрасте 3-5 лет, тогда ставится диагноз РДА. Для подростков и совершеннолетних характерны только легкие проявления аутизма.

 

Причины аутизма

 

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста. Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

  • туберозный склероз;

  • ДЦП;

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;

  • хромосомные аномалии;

  • нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

 

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны вызывать аутистические заболевания. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины аутизма не названы до сих пор.

 

Аутизм 4545

 

Каким образом воспринимает мир аутичный ребенок?

 

Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.

 

Симптомы аутизма

 

Выделяют 4 главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:

  • стереотипное поведение;

  • нарушение коммуникации;

  • нарушения в социальном поведении;

  • ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).

Признаки и симптомы аутизма видео:

 

Стереотипное поведение

 

  • Выполнение повседневных ритуалов.

 

Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.

 

  • Зацикленность ребенка на конкретном занятии и невозможность переключиться на другое дело.

 

Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.

 

  • Многократное повторение движений, которые лишены смысловой нагрузки.

 

У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке:

  • покачивание головой;

  • щелканье пальцами;

  • хлопанье в ладоши;

  • другие монотонные движения.

Характерны страхи, навязчивые идеи. При  возникновении пугающей ситуации возможны приступы самоагрессии и агрессии.

 

Нарушение коммуникации

 

  • Отсутствие речи (мутизм) или выраженная ее задержка.

 

Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).

 

  • Аномальный характер речи (эхолалии, повторы).

 

При  ответе на поставленный вопрос малыш повторяет часть фразы или всю ее целиком.

Родитель спрашивает: - Ты хочешь спать?

Ребенок отвечает: - Ты хочешь спать?

  • Отсутствует реакция на свое имя.

  • Неправильные интонации, слишком тихая или громкая речь.

  • Задерживается или не наступает «возраст вопросов».

 

Аутизм 3434

 

В отличие от здоровых детей аутисты не тревожат родителей, задавая им сотни вопросов о состоянии окружающего мира. Если такой период и наступает, их вопросы не имеют практического значения и являются однообразными.

 

  • Нарушения социального взаимодействия.

 

Скудная, зачастую неадекватная ситуации мимика.

При попытке развеселить больного ребенка он редко улыбается. Зато он может рассмеяться по своим, никому не понятным из окружающих, причинам.

У аутиста лицо обычно маскообразное с редко возникающими гримасами.

 

  • Резко нарушен или отсутствует контакт глаза в глаза.

 

Аутист не способен воспринимать образ собеседника целостным, из-за этого зачастую смотрит «сквозь» человека.

 

  • Жесты применяются только для обозначения нужд.

 

В возрасте 1-1,5 лет здоровый ребенок, заметив интересный объект (яркий шар, радугу, большую собаку), торопится поделиться этим наблюдением с родителем. Он указывает на объект пальцем, смеется, улыбается, тянет за руку маму. Аутист же использует указательный жест лишь с целью обозначения собственных нужд (пить, есть) и не пытается включить родителей в игру или обратить на себя внимание.

 

  • Неспособность к пониманию эмоций окружающих.

 

Мозг здорового человека работает так, что, взглянув на собеседника, можно с легкостью определить его состояние (гнев, удивление, страх, печаль, радость). У аутиста отсутствуют такие способности.

 

  • Отсутствие интереса к сверстникам.

 

Дети, страдающие аутизмом, не играют со своими ровесниками. Они размещаются рядом и погружаются в собственный мир. В толпе детей найти аутического малыша достаточно просто – его окружает «аура» экстремального одиночества. Если страдающий от аутизма ребенок и обращает внимание на сверстников, то воспринимает их как неодушевленные объекты.

 

  • Возникновение трудностей в играх со знанием социальных ролей и использованием воображения.

 

Здоровый ребенок быстро учится баюкать куклу, катать машинку, лечить плюшевого мишку. Аутичный малыш не различает в игре социальные роли. Более того, он не способен воспринимать игрушку как целостный предмет. Он может найти колесо у машинки и крутить его в течение нескольких часов подряд.

 

  • Отсутствие ответа на общение и проявление родителями эмоций.

 

Ранее считалось, что страдающие аутизмом люди не связаны с родными эмоционально. Но теперь исследования доказали, что уход мамы от ребенка вызывает у него чувство беспокойства. В присутствии семьи ребенок лучше идет на контакт. И становится менее зацикленным на своих занятиях. Разница заключается только в реакции  на отсутствие родителей. Аутист проявляет тревогу, не предпринимает действия, направленные на возвращение родителей. Точно определить чувства, которые возникают у него при разлуке, нельзя. Здоровый ребенок сильно расстраивается, зовет маму, если она ушла надолго из поля зрения, плачет.

 

  • Ранние признаки состояния аутизма у детей.

 

Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.

Необычные дети видео

 

Памятка для родителей

 

Если Вы заметили сильное проявление истерики у чужого ребенка, значит, этот ребенок может  страдать аутизмом или другими психическими расстройствами, поэтому необходимо вести себя предельно тактично.

 

  • Сохраняйте спокойствие.
  • Проявите понимание и заботу.
  • Предложите помощь.
  • Старайтесь подбодрить родителей.
  • Дайте родителям понять, что Вы понимаете особенности ситуации.
  • Уберите опасные предметы, находящиеся в непосредственной близости от ребенка
  • Не критикуйте родителей.
  • Не критикуйте ребенка.
  • В разговоре с родителями не употребляйте обидные слова.
  • Не привлекайте к ребенку внимание, не шумите.
  • Не рассматривайте малыша пристально, это проявление грубости.

 

 

Уровень интеллекта при аутизме

 

Подавляющая часть детей-аутистов имеет умеренную или легкую форму умственной отсталости. Причинами этого являются трудности в обучении и дефекты строения мозга. Если заболевание сочетается с хромосомными аномалиями, эпилепсией и микроцефалией, у ребенка отмечается глубокая умственная отсталость. При легких формах психического расстройства и динамическом развитии речи наблюдается нормальный уровень интеллекта, порой даже выше среднего.

Главная особенность аутизма заключается в избирательном интеллекте. Таким образом, дети могут хорошо успевать в рисовании, музыке, математике, но отставать от ровесников по остальным дисциплинам. Иногда встречаются случаи савантизма – явления, когда аутист чрезвычайно одарен в определенной области. Например, савант способен сыграть мелодию, которую слышал лишь единожды, или очень точно нарисовать картину, или запомнить столбики цифр и решать вычислительные операции высокой сложности без дополнительных средств.

 

Синдром Аспергера

 

Выделяют особый вид расстройств аутизма, который получил название синдрома Аспергера. Под ним подразумевают легкую форму классического аутизма, проявляющуюся в более позднем возрасте:

  • проявление синдрома Аспергера начинается после 7-10 лет;

  • уровень интеллекта выше среднего или нормальный;

  • речевые навыки ребенка в пределах нормы;

  • могут возникать проблемы с громкостью речи или интонацией;

  • зацикленность на изучении одного явления или одном занятии (аутист способен часами рассказывать своему собеседнику о том, что никому, кроме его самого, неинтересно, не взирая на их реакцию);

  • нарушение координации движений: странные позы, неловкая ходьба;

  • эгоцентричность, неспособность идти на компромисс и договариваться.

 

Большинство людей с синдромом Аспергера при поддержке и правильном воспитании успешно учатся в школе и вузе, устраиваются на работу и создают семьи.

Аутизм у детей

 

Синдром Ретта

 

Является тяжелым заболеванием нервной системы, которое связано с нарушением в X-хромосоме и распространено только среди девочек. При аналогичном нарушении мужского плода он становится нежизнеспособным и погибает внутриутробно.

Встречаемость болезни – приблизительно 1:10 000 девочек.

Кроме глубокой аутичности, которая полностью изолирует ребенка от внешнего мира, данный синдром характеризуется следующими особенностями:

  • нормальное развитие в возрасте от 6 до 18 месяцев жизни;

  • замедление роста головы после шести-восемнадцати месяцев;

  • потеря целенаправленных навыков движений руками;

  • низкая двигательная активность и плохая координация;

  • стереотипные движения руками по типу рукопожатия или умывания;

  • потеря речевых навыков.

При синдроме Ретта в отличие от традиционного аутизма часто обнаруживается эпилептическая активность и недоразвитость мозга. При этом заболевании прогноз излечения неблагоприятный. Коррекция двигательных расстройств и аутизма удается с трудом.

 

Диагностика аутизма

 

Сначала признаки аутизма замечают родители ребенка. Именно родные раньше всех остальных обращают внимание на нетипичное поведение малыша. Особенно это происходит рано, когда в семье есть другие маленькие дети и есть к кому приравнивать. Чем ранее родители начинают тревожиться по этому поводу и искать специалистов для помощи, тем больше шансов у ребенка с аутизмом вести обычный образ жизни и социализироваться.

 

Тестирование ребенка с использованием специальных опросников

 

Диагностика при детском аутизме сводится к опросу родителями и изучению поведения ребенка в привычном для него окружении.

 

  • ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

  • CHAT – анкета для диагностирования аутизма у маленьких детей.

  • CARS – рейтинговая шкала детского аутизма.

  • ADOS – диагностическая шкала наблюдения аутизма.

  • ABC – поведенческая анкета для диагностики аутизма.

 

Аутизм у детей лечение

 

Инструментальные методы:

  • Проверка слуха у сурдолога – чтобы исключить связь речевой задержки с тугоухостью.

  • ЭЭГ – для диагностирования эпилептических приступов (иногда аутизм сопровождается эпилепсией).

  • УЗИ головного мозга – чтобы исключить повреждение мозга, способное вызвать характерные симптомы.

 

Родители и другие люди могут некорректно воспринимать поведение ребенка-аутиста.

Далее представлена таблица-памятка, в которой объясняется поведение ребенка.

 

Что видит взрослый

Это не…

Это может быть

  • Забывчивость.
  • Витание в облаках.
  • Неорганизованность.
     
  • Отлынивание от работы, обязанностей.
  • Непослушание.
  • Манипуляция.
  • Апатия.
  • Лень.

 

  • Повышенная тревожность.
  • Стресс или реакция на новую ситуацию.
  • Попытка регуляции сенсорных систем.
  • Непонимание чужих ожиданий.
  • Повторяющиеся действия.
  • Ответ на перемены в виде расстройства.
  • Предпочтение однообразию.
  • Сопротивление переменам.

 

 

  • Отказ от сотрудничества.
  • Упрямство.
  • Ригидность.

 

 
 

 

  • Неспособность воспринимать ситуацию со стороны.
  • Попытка сохранить предсказуемость и порядок.
  • Неуверенность в алгоритме выполнения указаний.
  • Мешающее поведение.
  • Невыполнение инструкций.
  • Импульсивность.

 

 

  • Желание находиться в центре внимания.
  • Эгоизм.
  • Нежелание слушаться.
  • Провокации.

 

 

  • Задержка в обработке поступающей информации.
  • Трудности в понимании общих и абстрактных понятий.
  • Нюхает разные предметы.
  • Трогает различные предметы и вращает их.
  • Не смотрит в глаза.
  • Избегает определенного освещения или звуков.
  • Нежелание слушаться.
  • Плохое поведение.

 

  • Крайняя зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность.
    Сенсорные проблемы.
  • Сенсорные и телесные сигналы нормально не обрабатываются.

 

Лечение аутизма

 

Главный вопрос, который возникает при столкновении

с заболеванием аутизма – лечится ли оно? К сожалению - Нет.

 

От этой болезни лекарства не существует. Нет такого препарата, после приема которого ребенок выходит из своего «мира» и социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд педагогов и родителей, всегда приносящий свои плоды.

 

Особенности воспитания ребенка-аутиста

 

  • Создать благоприятную для обучения, развития и жизни ребенка среду. Неустойчивый распорядок дня и пугающая обстановка тормозят навыки у аутиста и способствуют еще большему его «погружению в себя».

  • Воспринимать аутизм как способ существования. Страдающий от этого заболевания ребенок думает, чувствует, слышит и видит по-другому в отличие от большинства людей.

  • При необходимости подключить к воспитанию и обучению ребенка логопеда, психиатра, психолога и других специалистов.

 

Этапы лечения аутизма

 

  • Формирование навыков, требуемых для обучения – в случае, когда ребенок не идет на контакт со взрослым, нужно наладить его. При отсутствии речи следует развить минимальные ее зачатки.

  • Устранение неадекватных форм поведения: навязчивостей страха, зацикленности и ухода в себя, самоагрессии и агрессии.

  • Обучение наблюдению и подражанию.

  • Обучение играм и социальным ролям (играть в доктора, катать машинку, кормить куклу).

  • Вырабатывание эмоционального контакта.

 

аутизм у детей что делать?

 

Поведенческая терапия аутизма

 

Наиболее распространенная терапия детского аутизма осуществляется по принципам поведенческой психологии (бихевиоризма). Одна из разновидностей такого лечения – ABA-терапия.

В основе такой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности конкретного малыша, проводят подбор стимулирующих факторов. Для кого-то таковыми станут любимые блюда, для кого-то – звуки, музыка или одежда. Далее все желательные реакции подкрепляют этим поощрением. Грубо говоря: сделал так, как положено – получи конфетку. По такому принципу возникает контакт с ребенком, закрепляются нужные умения и пропадает деструктивное поведение в форме самоагрессии и истерик.

 

  • Логопедические занятия

 

Практически у всех аутистов наблюдаются те или иные проблемы с речью, которые мешают им полноценно общаться с другими людьми. Регулярные занятия вместе с логопедом позволяют наладить правильное произношение, интонацию и подготовить ребенка к получению образования в школе.

 

  • Выработка навыков самообслуживания и социальных навыков

 

Характерной проблемой для аутичных детей является отсутствие мотивации к играм и повседневным делам. Их тяжело приучить к поддержанию гигиены, распорядку дня, сложно увлечь. Чтобы закрепить полезные навыки, применяются специальные карточки. На них в подробностях нарисована или написана последовательность действий. Например, встал с постели, оделся, умылся, почистил зубы, причесался и т.д.

 

  • Медикаментозная терапия

 

Использование медицинских препаратов при лечении аутизма возможно только в кризисных случаях, если деструктивное поведение мешает ребенку развиваться. Однако не нужно забывать о том, что стереотипные действия, плач и истерики – это также способ общения с миром. Гораздо сложнее выглядит ситуация, когда спокойный малыш-аутист днями не выходит на контакт, сидит бездейственно в комнате, погрузившись в себя. Поэтому давать ребенку успокаивающие и психотропные препараты можно исключительно по рецепту врача.

Существует мнение, что быстрому выздоровлению аутиста способствует безглютеновая диета. Но на сегодняшний день достоверных научных данных о подобных чудесных исцелениях пока нет.

К сожалению, на пике популярности в настоящее время находятся шарлатанские методы лечения заболевания стволовыми клетками, использование ноотропов (глицин и др.), микрополяризация. Вышеперечисленные способы являются не только бесполезными, но и могут представлять угрозу для здоровья. А с учетом особой ранимости аутичных детей вред от такого «лечения» может быть очень серьезным.

Что доктор Комаровский говорит про аутизм?

 

Состояния, имитирующие аутизм

 

  • Тугоухость – нарушения слуха различной степени.

У детей с нарушением слуха наблюдается задержка речи различной степени, начиная мутизмом и заканчивая неправильным произношением некоторых звуков. Они слабо откликаются на имя, кажутся непослушными, не выполняют просьбы. Все это напоминает симптоматику аутизма, поэтому родители, прежде всего, обращаются к психиатру. Грамотный врач должен направить ребенка на обследование органов слуха. После подбора слухового аппарата развитие ребенка нормализуется.

 

  • СДВГ.

Часто синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ошибочно принимают за аутистические проявления. Считается, что признаки этого синдрома наблюдаются у каждого третьего ребенка. Основные симптомы СДВГ: сложности в освоении школьных дисциплин, неусидчивость. Дети не способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии и  ведут себя чрезмерно подвижно.

Отклики СДВГ наблюдаются и у взрослых, которым сложно запоминать события и даты, принимать зрелые решения. Данный синдром необходимо диагностировать как можно ранее и начинать лечение: успокаивающие средства и психостимуляторы в комплексе с занятиями с психологом позволяют скорректировать поведение.

 

  • Шизофрения.

Длительное время аутизм относили к проявлениям детской шизофрении. Однако в нынешнее время научные исследования доказали, что природа этих заболеваний разная, и они ничем не связаны между собой.

Сравнительно с аутизмом шизофрения как отклонение начинает развиваться в более позднем возрасте. Наблюдается постепенное развитие симптомов болезни. Родители замечают разные странности в поведении ребенка: монологи, уход в себя, навязчивости страхов. В протекании болезни отмечаются незначительные ремиссии с дальнейшим ухудшением состояния. Медикаментозное лечение шизофрении назначает психиатр.

 

Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.

Никому не известны причины данного заболевания.

Мало кто способен объяснить ощущения аутичного

ребенка при контактах с внешним миром.

Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,

правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов

и родителей дети способны вести нормальную жизнь,

учиться, работать и получать удовольствие. 



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх