Формирования пограничных психических расстройств
Прочие
Формирования пограничных психических расстройств

Формирования пограничных психических расстройств: комплексная оценка факторов риска

 

 

Высокая распространенность пограничных психических расстройств среди различных возрастных групп – особенность современного этапа социально-экономического развития России. Наибольший рост наблюдается в среде подростков, что крайне неблагоприятно для социального развития государства, так как именно сегодняшние подростки в ближайшем будущем составят значимую долю структуры общества. Самый распространенный вид пограничной психической патологии у подростков – это невротические расстройства, являющиеся наиболее весомой и динамичной социально-психологической и клинической переменной в общей структуре психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "Я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви, которых так не хватает в современном мире. В связи с этим обеспечение оптимальных условий для учебы, труда, досуга, быта, способствующих завершению формирования молодого организма и профилактике невротических расстройств, является важнейшей задачей общества. Психопрофилактические мероприятия могут быть эффективными, если осуществляются по программам, учитывающим воздействие биологических, психологических и социальных факторов. В этой связи весьма актуальными являются комплексные медико-социальные исследования, направленные на изучение факторов риска формирования невротических расстройств у подростков. Вместе с тем в большинстве работ по данной тематике в основном анализируются либо только социально-психологические, либо медикобиологические аспекты заболеваемости подростков с невротическими расстройствами. Работ же по комплексному анализу данной проблемы с позиции биопсихосоциального подхода сравнительно мало, что и обусловливает актуальность настоящего исследования.

 

Цель исследования: на основе комплексного клинико-анамнестического исследования выявить наиболее значимые факторы риска формирования невротических расстройств у подростков.

Формирования пограничных психических расстройств1

 

Исходя из цели, была поставлена задача исследования – выявить наиболее значимые факторы риска формирования невротических расстройств у подростков:

  1. социальные;

  2. психологические;

  3. медико-биологические.

 

Материалы и методы

Проведено клинико-анамнестическое исследование 157 подростков, проходивших амбулаторное лечение в диспансерном отделении Республиканской психиатрической больницы №1 МЗ РБ по поводу невротических расстройств. С целью изучения комплекса биопсихосоциальных факторов, способствовавших формированию у них невротических расстройств, использовали "Карту комплексной оценки факторов риска пограничных нервно-психических расстройств у школьников", которая была разработана нами на основе аналога – “Анкеты изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей и подростков" разработанной и апробированной сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Для ранговой оценки факторов риска их развития применен регрессионный анализ.

 

Результаты

В результате комплексного исследования социальных, психологических и медико-биологических аспектов жизни подростков больных невротическими расстройствами и дальнейшей их математической обработки методом регрессионного анализа были выявлены факторы риска, способствующие формированию изучаемой патологии.

Регрессионный анализ проводили отдельно для социальных, психологических и медико-биологических факторов. Для прогноза невротических расстройств применяли линейные регрессионные модели, основываясь на социальных психологических и медико-биологических признаках. Точность предсказания оценивали по корреляции. Рассчитанные таким способом теоретические значения Yтеор сопоставляли с Yэксп путем расчета коэффициента корреляции г или средних абсолютных разностей d=|Yтеор-Yэксп|. Полученные результаты записывали в форме табличной матрицы: E=Y0+AіB, где Е – нозологические проявления, Y0 – вектор свободных членов, А – матрица коэффициентов регрессии, В – вектор анализируемых характеристик.

В результате проведенных расчетов выявлено, что из социальных факторов риска формирования невротических расстройств у подростков наиболее значимыми являются те, что характеризуют различные аспекты жизни семьи, включая возраст и социальный статус родителей, а также их вредные привычки. Так, молодой возраст родителей увеличивает риск формирования у подростка соматоформных расстройств, пожилой возраст родителей неблагоприятен с позиции риска формирования социофобии, панического тревожного расстройства и изолированных фобий. Исследуя уровень образования родителей как фактор риска, исследователи выявили прямую связь лишь в отношении матерей. Изучая связь невротических расстройств с областью работы родителей, специалисты определили, что фактором риска является работа родителей в области частного предпринимательства и военная служба родителей. В отношении же неработающих родителей были получены прямо противоположные данные в отношении отцов и матерей. Так, если безработица отца является значимым фактором риска, то факт того, что мать является домохозяйкой, наоборот, снижает риск развития таких невротических расстройств, как генерализованное тревожное расстройство и изолированные фобии. Неполная семья неблагоприятна в плане формирования социофобии, соматоформных расстройств и панического тревожного расстройства. Существенным фактором риска являются вредные привычки родителей, особенно неблагоприятно, если они выявляются у матерей. Курение матери способствует развитию у подростка панического тревожного расстройства и изолированных фобий, а алкоголизация наряду с перечисленными расстройствами является фактором риска формирования соматоформных расстройств и генерализованного тревожного расстройства. Алкоголизация отца способствует развитию изолированных фобий. Также существенным фактором риска явились вредные привычки самих подростков: курение, алкоголизация, с четкой зависимостью от степени выраженности и возраста начала пристрастия, наркотизация.

Формирования пограничных психических расстройств2

 

Эффективность данной модели можно отметить для:

  • социофобии;

  • соматоформных расстройств;

  • панического тревожного расстройства;

  • генерализованного тревожного расстройства;

  • агорафобии;

  • изолированных фобий.

В отношении обсессивных и компульсивных расстройств можно предположить, что отсутствует достоверная связь с исследуемыми родительскими характеристиками либо связи нелинейные.

Формирования пограничных психических расстройств3

 

После обработки полученных результатов выявлено, что наиболее значимыми являются такие факторы риска, как эмоциональная депривация, а также хроническая психотравмирующая ситуация в виде запугивания со стороны родителей и одноклассников. Существенным фактором риска является внутренний конфликт, обусловленный повышенными требованиями к подростку со стороны родителей и учителей при отсутствии у него интеллектуальных и физических возможностей соответствовать этим требованиям, а также конфликт, обусловленный неадекватно завышенными требованиями самого подростка к окружающим. В этой связи крайне неблагоприятна для психического здоровья подростков доминирующая гиперопека со стороны родителей, потворствующая гиперопека, гипоопека.

Эффективность анализируемой модели можно отметить для социофобии, соматоформных расстройств, панического тревожного расстройства, генерализованного тревожного расстройства, изолированных фобий, обсессивных и компульсивных проявлений. В отношении агорафобии можно предположить об отсутствии достоверной связи с исследуемыми психологическими характеристиками либо о нелинейности связей.

Формирования пограничных психических расстройств5

 

После обработки полученных результатов выявлено, что наиболее значимыми являются следующие медико-биологические факторы риска:

  • во-первых, наследственная отягощенность психическими расстройствами;

  • во-вторых, соматоневрологическая ослабленность в виде частых простудных заболеваний в детстве и проявлений минимальной мозговой дисфункции, выражавшихся в гипердинамическом синдроме в детстве, а также невротического энуреза/энкопреза в детстве и тонико-клонической формы заикания в детстве.

Результаты данного исследования показывают, что на формирование невротических расстройств помимо собственно психогении большое значение оказывают неблагоприятные социальные условия и образ жизни, а также изначальная неполноценность нервной системы, обусловленная как наследственными факторами, так и соматоневрологическим фоном, т.е. необходима почва, предрасполагающая к тому или иному типу невротического реагирования под воздействием психотравмирующей ситуации.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
наверх