Russian English French German Italian Spanish
Мазохизм
Прочие
Мазохизм

Мазохизм: виды, признаки, последствия

 

 

На поведенческом уровне мазохизм – противоположность садизма. Но мазохисты тоже не все одинаковые. Мазохисты бывают сексуальными, несексуальными и смешанных типов. Вкратце ознакомимся с типами и подтипами мазохистов.

 

Мазохист – это человек, который получает наслаждение, когда его подвергают физической или психической агрессии, когда его унижают, оскорбляют и подчиняют своей власти. Да они сами охотно подчиняются, так как от этого, по всей вероятности, получают удовольствие.

Сексуальные мазохисты, которых называют также перверзивными мазохистами, подвергаясь агрессии и унижениям, приходят в сексуально-возбужденное состояние, у них появляется желание совокупляться. Если это женщина, то она, подвергаясь агрессии, ощущает в себе желание сексуального общения с мужчиной и подчинения его воле. Правда, перверзивные мазохисты часто отрицают получение удовольствия от наказания, говоря, что получаемое ими удовольствие прямо не связано с наказанием, к которому они бессознательно стремятся. Тем не менее, ясно, что без наказания у таких людей генитальная стимуляция блокируется. Однако после наказания они переживают сексуальное наслаждение или в результате мастурбации, или благодаря половому сношению.

Мазохизм1

 

Есть, однако, перверзивные мазохисты, которые удовлетворяются только мазохистическими фантазиями, они воображают себя в роли объектов агрессии и наказания и от этого получают удовольствие.

О точных количественных соотношениях распространенности садизма и мазохизма среди мужчин и женщин трудно сказать что-либо определенное. Предполагают, что садистов мужского пола больше, чем садисток, а мазохистов больше в среде представителей прекрасного пола. Одной из разновидностей мазохизма является так называемое флагелланство.

«Бичующиеся» монахи сами бичевались и бичевали прихожан перед отпущением грехов. Они организовали процессии по всей Европе, собирались толпами, обнажались и «удручали» плоть. Даже была создана теория флагелланства, автором которой был Петер Дамиони. Он написал книгу «Похвала бичам», в которой указал на следующие функции самобичевания:

  • подражание Христу;

  • деяние с целью обретения мученического венца;

  • как способ умерщвления скверной и грешной плоти;

  • как способ искупления грехов.

Самобичевание практиковалось в русских банях, но оно встречается также у ряда других народов. Предполагается, что у восточноевропейских язычников самобичевание было формой самонаказания, очистительным обрядом. Лишь со временем оно стало «мовеньем», делом бытовым.

 

Моральный мазохизм

Качества морального мазохиста не всегда связаны с сексуальными нарушениями, хотя и такое сочетание встречается нередко. Такие люди формируют для себя псевдоморальные установки, которые в значительной мере состоят из рационализаций. Это особая личностная структура, которая детерминирует многие действия человека. Так, когда моральный мазохист терпит поражение в каком-либо деле, он принимает свое поражение как должное, если оно соответствует его характеру, то есть провоцировано его личностью, о чем он, конечно, может и не иметь осознанного представления. Обычно перверзивный мазохист является также моральным мазохистом. Как указал Д. Айдельберг, в этом случае мазохистические действия приводят к разрядке контркатектической энергии тремя путями:

  • путем идентификации с агрессором, которого мазохист сам провоцирует;

  • путем сексуализации поражения;

  • путем провоцирования агрессора.

Каков основной психологический механизм мазохизма? Считается, что это тот процесс, с помощью которого субъект обезвреживает воздействие внешних фрустраторов путем активного изобретения своих собственных унижающих фрустраций. Это механизм самопоражения. При этом субъект получает удовольствие от могущества, которым он обладает в своем воображении, умением заставлять внешние объекты, чтобы они наказывали его. Данный механизм считается защитным.

Мазохизм2

 

В процессе наказания мазохист переживает неудовольствие, но терпит его, так как этим путем получает сексуальное удовольствие или ощущение своего могущества: он ведь заставляет внешние силы наказывать себя.

Мазохист восстает против терапевтических изменений своей личности. Он жаждет неудовольствия, полагая, что должен терпеть наказание за свою вину. Поэтому он даже старается провоцировать свое наказание! Ища и получая наказание, переживая неудовольствие, он этим путем избегает более страшного для себя наказания: чувства вины, угрызений совести, а также внешней фрустрации. Психоаналитические исследования показали, что во многих психических заболеваниях имеет место образование мазохистических черт характера.

Согласно З. Фрейду, человек, имеющий чрезмерно строгое моральное сознание, является моральным мазохистом. Этот тип мазохизма не связан с эротизмом. О моральных мазохистах иногда говорят, что они не выносят успех. Как и другие невротики, они предпочитают наказание и унижение, чувства вины и угрызений совести, так как после наказания им «разрешается» грешить. Следовательно, такое поведение вредно как для них, так и для других. «Сверх-Я» морального мазохиста считается сексуализированным и садистическим.

Неудовольствие, переживаемое перверзивным мазохистом, отличается от того неудовольствия, которое переживается нормальным человеком, действующим в соответствии с принципом реальности. В случае перверзивного мазохизма индивид идентифицирует себя с партнером и бессознательно удовлетворяет свои собственные агрессивные импульсы. Этим способом мазохисту удается сохранить свою инфантильную веру в собственное могущество. Для получения удовольствия мазохист должен сам провоцировать свое поражение. Непровоцированное поражение ущемляет его самолюбие. Само провоцирование собственного поражения содержит в себе агрессивные элементы и, следовательно, удовлетворяет мазохиста. Недаром З. Фрейд считал мазохизм обращенным на себя садизмом. Исследование мазохистических фантазий показало также, что в них имеет место регрессия личности до анальной фазы возрастного развития.

Почему все-таки мазохист подсознательно стремится к наказаниям? Психоаналитики предполагают, что мазохист подсознательно приписывает себе различные преступления и грехи. Как и другие невротики, на подсознательном уровне он не различает желание от действий. Как только у него возникает враждебное желание, сразу же появляются угрызения совести, а чтобы освободиться от них, он нуждается в наказании.

В то время как нормальный человек, обнаружив у себя агрессивное желание, может отвергнуть его с помощью чувства вины и переживать гордость за одержанную победу, невротик реагирует на это желание так, как будто желание – это уже действие. Поэтому невротик не способен быть моральным. У него не остается другого выбора, кроме желания наказания за свои враждебные импульсы.

Мазохизм3

 

Женский мазохизм

Это та форма мазохизма мужчин, который возникает в результате их идентификации с униженной женщиной.

Считается, что причиной женской фригидности является подавленное мазохистическое желание. Женщина рассматривает половой акт в качестве агрессивного действия перфорации своего тела, от которого и защищается фригидностью. Обычно фригидные женщины имеют мазохистические мастурбационные фантазии. Мазохистическое унижение позволяет им переживать половое удовлетворение или, говоря иначе, генитальную разрядку.

С мазохизмом, по-видимому, связана также мужская импотенция. Многие импотентные мужчины имеют мазохистические желания и достигают генитальной разрядки, когда мастурбацию сочетают с мазохистическими фантазиями. При этом они одновременно играют две роли: униженного мужчины и унижающей его женщины.

У части мазохистов отсутствует самоуважение. Они обвиняют себя во всевозможных пороках и ошибках. Психоаналитики считают эту тенденцию бессознательным отрицанием инфантильного могущества. Например, Л. Айдельберг рассказал о пациенте, который ходил к проституткам, так как все хорошие девушки его отвергали. Но психологический анализ показал, что каждый раз он сам провоцировал такой отказ.

 

Садомазохизм и авторитаризм

Садомазохистический комплекс

Определенным продвижением в представлениях о садизме и мазохизме следует считать выдвинутую Э. Фроммом идею, согласно которой садизм и мазохизм обычно сочетаются в единый комплекс характера личности. Поэтому, скорее всего, следует говорить не о садизме отдельно и о мазохизме отдельно, а о садомазохистическом комплексе человека. Следовательно, речь может идти только о преобладании садизма или мазохизма у разных индивидов.

Как садизм, так и мазохизм, по мнению Фромма, имеют единый общий корень: пустоту и бессилие человека. Чтобы преодолеть это остро ощущаемое неприятное состояние, садист старается дополнить душевную пустоту другим человеком путем его подчинения своей воле. Мазохист же с этой целью подчиняется другому, старается быть дополнением другого. Садист стремится подчинить своей власти других людей, стать для них хозяином и богом. Он нуждается в людях, потому что без них не может удовлетворить свои основные потребности, базирующиеся на структуре его характера и влечений.

Но характер таких людей включает в себя и противоположные черты: склонность к подчинению и трусость. Утверждение, что садист является трусливым человеком, может показаться противоречием, чуть ли не парадоксом, но это лишь кажущийся парадокс. В динамическом смысле, утверждает Фромм, трусость и склонность к подчинению для садиста даже необходимы. Это для него неизбежные черты. Почему такой человек – садист? Потому что чувствует себя бессильным, лишенным жизненных сил, импотентным. И он стремится преодолеть это свое бессилие, превращаясь в бога для других. Он может убивать, подвергать людей страданиям, но одновременно он будет страдать от своего бессилия, страхов и отсутствия любви со стороны людей. Он будет искать более сильных личностей, чтобы подчиниться им.

Мазохизм4

 

Садизм и мазохизм – противоположности на поведенческом уровне. На самом же деле они – две стороны одной медали, одной и той же фундаментальной ситуации – чувства бессилия, дефицита витальности. Как садист, так и мазохист нуждаются в другом человеке для своего дополнения: садист нуждается в мазохисте, а мазохист – в садисте. В результате этого формируются более сложные садомазохистические характеры, хотя, у каждой личности один из этих аспектов в определенной степени преобладает. Можно предположить, что в структуре личности садиста мазохистический подкомплекс является реактивным образованием, то есть таким, которое образовалось как бы для уравновешивания садистических черт и установок. У мазохиста же имеет место обратное: у него первичным является мазохизм, который, по механизму формирования обратной реакции, вызывает к жизни садистический подкомплекс. Но эти два подкомплекса так тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что составляют единый комплекс характера.

 

Садомазохизм и авторитаризм

Близкое знакомство с результатами исследования авторитарной личности убеждает нас в том, что многие черты авторитарных людей совпадают с чертами садистов.

Недаром Э. Фромм, идеи которого составляют одну из основ современной теории авторитарной личности и авторитарного правления, фактически отождествлял садизм с авторитаризмом. Он критиковал группу калифорнийских специалистов за то, что они исследовали авторитарный характер поведенчески, то есть как бихевиористы, а не психоаналитически.

Авторитарная личность – тот же садомазохист, только на поведенческом уровне, в терминах его политических установок. В теории авторитарной личности психологический аспект проблемы, согласно Фромму, переведен на уровень политических установок личности. Такие люди в современном западном обществе проявляют садомазохистические черты характера: они с готовностью подчиняются вышестоящим и с наслаждением контролируют поведение нижестоящих.

Э. Фромм считал также, что авторитарного человека нельзя понять без привлечения фрейдовского термина «анальный характер». В структуре такого характера, как известно, З. Фрейд усмотрел такие черты, как:

  • любовь к дисциплине;

  • склонность к упрощению;

  • схематизации вещей;

  • упрямство;

  • пунктуальность;

  • накопительство;

  • крайняя чистоплотность.

Он считал, что эти черты характера являются сублимациями и реактивными образованиями целей, к которым стремится анальное либидо. Фромм же считает, что названные выше черты характера выражают такие желания авторитарной личности, как стремление к сохранению дистанции между собой и другими, осуществление контроля и отвержение нежелательных людей.

Считая полностью правильными клинические наблюдения Фрейда, на вопрос о том, является ли либидо источником заботы о фекалиях и, косвенно, синдрома характера или же синдром является выражением социальной формы связи с людьми, в отличие от Фрейда, Фромм отвечает следующим образом: анальный интерес надо считать другим, символическим выражением анального характера, а не ее причиной. «Экскременты являются и в самом деле очень подходящим символом: они представляют то, что исключается из человеческого жизненного процесса и больше не служат жизни».

Эрих Фромм выдвинул интересное предположение, согласно которому восхищение фекалиями и их запахом является особого рода нейрофизиологической регрессией к такой стадии эволюции, когда животное больше ориентировалось в среде запахами, обонянием, чем зрением. Он подробно анализирует садомазохистический и анально-накопительный, а заодно и авторитарный характер. Этих важных для психологии агрессивности и характерологии вопросов Фромм касается в разных своих работах. Самым важным из его социально-психологических выводов является: социальные группы с анально-накопительным характером обладают значительной долей садизма. Ясно, что это утверждение представляет интерес и для этнопсихологии, особенно в свете тех садистических действий, которые совершались в последние десятилетия, во время острых межэтнических конфликтов.

Мазохизм5

 

Садомазохизм широко распространен в Западных странах. В последние годы и в странах СНГ периодическая печать полна материалов о садизме и мазохизме. Приведем два примера.

В одном отечественном еженедельнике опубликована краткая заметка под названием «Кровь и плоть». Вот что пишет ее автор Михаил Зуев: «Садомазохизм шагает по Европе, проникая в сознание и плоть все более широких слоев населения. Плеток не хватает. Печатные издания с описанием способов “жесткой любви” подробно изучаются. Клубы со звуконепроницаемыми стенами и анонимным членством вытесняют даже пристанища геев и лесбиянок. И в Москве известный столичный стилист Андрей Бессонов тоже решил открыть садомазохистический ночной клуб “Студия любви” – кому как не стилисту знать, что сейчас модно. А модно – черная кожа и цепи на голом теле, синяки и кровоподтеки, которые, оказывается, украшают как женщину, так и мужчину. “Нашему населению стали нужны острые физические ощущения, – пояснил Андрей Бессонов, – и мы решили удовлетворять возрастающие сексуальные потребности народа”».

В настоящее время уже можно говорить о существовании в России специального производства садомазохистических изданий, видеокассет и орудий для практического применения. Об этом свидетельствует статья журналиста Ивы Барминой «Садизм стали изучать в учебных заведениях и играть на сцене».

По-видимому, соответствует действительности утверждение ряда авторов о том, что мазохизм шире распространен среди женщин, а садизм преобладает среди мужчин. Во всяком случае, это верно для сексуального садизма и мазохизма, точнее – садомазохистического комплекса.

 

Бюрократизм и садомазохизм

Одна из самых интересных социально-психологических проблем, поднятых Э. Фроммом в связи с агрессией и садизмом – это проблема бюрократизма. Он считает, что бюрократический характер в социальном смысле не что иное, как садомазохизм, но обозначенный другим термином. В бюрократических обществах каждый имеет начальников и подчиненных. Поэтому каждый может удовлетворить свои как садистические, так и мазохистические импульсы и потребности.

Бюрократ восхищается власть имущими людьми и презирает тех, кто занимает низкие социальные позиции. Такие чиновники наслаждаются, когда заставляют посетителей ждать, вновь и вновь возвращаться к ним со своими просьбами и унижаться. Они любят фрустрировать людей, доказывая тем самым, что обладают властью над ними. Причем по их экспрессии видно, что они наслаждаются своей властью. Когда служащий отделения связи, говорит Фромм, ровно в 5 перед носом последних двух посетителей закрывает свое окно, то дело не в том, что он больше не может продавать конвертов и марок. Он просто наслаждается тем, что люди зависят от него. Это проявление власти. Добавим – это самое низменное проявление власти с целью унижения человеческого достоинства.

Мазохизм6

 

Типичные бюрократы, у которых эмпатия находится в зачаточном состоянии, обычно страдают неврозами. Они психологически изолированы от людей. Таких типов было очень много среди фашистских палачей, которые служили в концентрационных лагерях. Таких было огромное большинство среди надзирателей ГУЛАГа. В мемуарах и других источниках можно найти очень много свидетельств такого положения вещей.

Но определенные черты бюрократии и бюрократов исторически меняются, хотя основные их характеристики сохраняются. Прав Э. Фромм, когда проводит различие между бюрократами двух типов:

  1. старый, «классический» тип: это были люди холодные, педантичные, любящие выставлять напоказ свою власть и презрение к людям;

  2. бюрократы нового типа, менеджеры индустриального общества: это уже внешне приветливые, улыбчивые люди, они обучены играть роль демократов. Но в большинстве случаев это лишь маска.

Бюрократы, вынужденные совершать систематические садистические действия, нередко становятся нервно-психическими больными. Так, многие служащие концлагерей и нацистских спецформирований, вынужденные убивать множество людей, страдали особой болезнью, которую немцы называли «болезнью функционеров».

Чтобы читатель получил более конкретное представление Гиммлера о различных подтипах садомазохистического характера, полезно описать основные черты некоторых реальных людей.

Таким был Гиммлер, один из самых известных нацистских лидеров, занимавших высокие государственные посты и входящих в правящую элиту гитлеровской Германии. Э. Фромм характеризует его в качестве дегуманизированного бюрократа, методичного и последовательного. Любил подчиняться, то есть по характеру был авторитарным подчиненным перед вышестоящими и авторитарным же руководителем для своих подчиненных. Он был в полном подчинении Гитлера.

Но одновременно он отличался неуверенностью в своих силах и неумелостью в работе. В нем авторитаризм, по-видимому, странным образом сочетался с либерализмом.

Во всяком случае, он любил пустую болтовню, но при этом заставлял тех, кто был от него в зависимости, внимательно и долго слушать себя. А это уже признак садизма. Генерал Гудериан, несомненно, умный и одаренный полководец, считал Гиммлера тупым и неполноценным человеком. Жил этот субъект просто, старался быть вежливым с людьми. Обладал честолюбием полководца, но был лишен таланта военачальника.

Гиммлер был строг к себе, но еще строже он относился к подчиненным. Сочувствие было незнакомо ему. Отсюда – его фанатизм, странным образом сочетаемый с безволием. Доброе отношение к подчиненным было особенностью его характера. Оно было, по замечанию Фромма, неподлинным свойством. Правда, из теории когнитивного диссонанса известно, что совершение человеком определенных поступков, противоречащих его мотивам и чертам характера, может привести к соответствующим внутрипсихическим изменениям и даже к формированию соответствующих черт личности. Но произошло ли это с Гиммлером – теперь уже трудно сказать.

Этот человек в течение многих лет вел дневник, в котором зафиксированы даже самые незначительные события его жизни. Но писал он «плоско», без вдохновения и таланта. Как и всякий типичный авторитарный подчиненный, Гиммлер был склонен к предательству. Он предал Гитлера, как только тот потерпел поражение, и старался оказать услуги своим вчерашним врагам.

Среди авторитарных людей встречаются и бунтари. Таким был, по-видимому, Адольф Гитлер, а вот в Гиммлере бунтарских черт совсем не было. Этот человек был в сильной зависимости от своей матери, которая любила его, но примитивной любовью: эта любовь не содержала в себе понимание нужд и потребностей растущей личности. Такая любовь тормозила его развитие. В психологическом смысле для матери он остался маленьким ребенком, который нуждается в опеке и любви, слабым и беспомощным, безвольным и неинициативным. Он нуждался в сильном лидере-отце, который дал бы ему ощущение силы и имел бы те качества, которых сам был лишен. Этот «мамин сынок» тренировал свою волю, но главным образом – нечеловеческими и грубыми методами. Жестокость и власть заменили ему подлинную силу. Но он потерпел неудачу, так как жестокость не делает слабого сильным. Этим путем человек лишь временно скрывает свою слабость, как от себя, так и от других.

Мазохизм7

 

У Гиммлера были ипохондрические черты. Он внимательно следил за своими телесными ощущениями, подробно рассказывая о них в своих письмах еще тогда, когда был солдатом. С 15-летнего возраста он страдал болезнью желудка, в которой, по мнению Фромма, присутствовал сильный психогенный фактор. Этот круглолицый человек всегда был физически беспомощным, в школе не умел выполнять даже простые физические упражнения.

Такие люди, становясь крайне садистическими, представляют из себя серьезную угрозу для окружающих и общества в целом. Они могут стать слепым орудием в руках более сильных лидеров.



Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Прослушал песню про мазохизм (непонятного для меня слова) и в поиске у Яндекса узнал много нового . Неужели всё правда ?? , и отожествляя их на части людей не корректно . Что же мы и садисты и мазохисты ?? Хотя и сталкивался с подобными индивидуами .

наверх